Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности школьников (из опыта Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»)

 
 

Бодня Татьяна Викторовна,

старший методист научно-методического отдела

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности школьников (из опыта Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»)

В 2015 году в России была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»[1]. Её реализация предполагает изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.

Метод проектов и исследовательская деятельность как нельзя лучше может способствовать решению поставленных в Стратегии задач.

В процессе проектно-исследовательской деятельности создаются условия по формированию различных качеств личности обучающихся. Большинство информации, которая поступает сегодня в умы школьников, чаще всего происходит из интернета. Обучающиеся предпочитают смотреть фильмы или читать урезанные копии художественных произведений. В этих условиях большое значение имеет воспитание у них если не любви, то хотя бы интереса к чтению книг. Одной из проблем современного образования является то, что не все учащиеся могут превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Все эти задачи можно успешно решать в процессе проектной и исследовательской деятельности. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.

В процессе работы над проектом реализуется значительный воспитательный потенциал, проявляются или развиваются такие личностные качества школьников, как инициативность, самодисциплина, ответственность за выполняемую работу, идет формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в современной информационной системе, развитие познавательных навыков, развитие критического и творческого мышления.

Формирование отдельных качеств личности обучающихся реализуется на всех этапах работы над проектом, вне зависимости от того, ставит или нет перед собой воспитательные задачи руководитель проекта. Так происходит развитие таких качеств личности, как коммуникабельность, умение работать в команде, ответственное отношение к порученному делу и т. д. Следует отметить, что особо значимым потенциалом решения воспитательных задач обладают проекты, выполненные в рамках гуманитарного направления. В данном случае мы можем говорить о решении задач патриотического, гражданского воспитания, формирования идейно-нравственных идеалов. Значительная часть проектов, выполненных в естественно-научном, техническом или инженерном направлении, обладают потенциалом формирования экологического сознания. Все секции естественно-научного направления решают задачи воспитания уважения к проводимым исследованиям в рамках данных научных дисциплин.

Особо следует отметить потенциал экологического воспитания. В современных условиях нарастания экологического кризиса из-за всё возрастающего давления на природу и ведения военных действий важно воспитание чувства ответственности за принятие решений в рамках компетенции своей будущей профессии. Работа на таких секциях раскрывает широкую возможность по формированию экологического сознания поколений будущих инженеров, специалистов в области добычи и переработки полезных ископаемых, производства пищи, различных видов транспорта, химической промышленности, военных, ученых, чиновников разных уровней и в рамках других профессий.

В последние годы мы наблюдаем усиление активности детей в работе конференций и конкурсов: они задают вопросы и участвуют в обсуждении проектов. Это показывает, что коммуникативная компетенция у большинства обучающихся, участвующих в проектно-исследовательской деятельности, сформирована достаточно хорошо.

Ежегодно на секциях городских исследовательских и проектных мероприятий работают дети с ОВЗ (с сохранным интеллектом), для которых участие в проектной деятельности, в том числе в процессе публичной защиты, имеет особенное значение для их личностного развития.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом, и взрослые (учителя, члены семьи), помогающие школьникам реализовывать проект, должны использовать его в работе с детьми.


[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 11.11.2017).

 

Количество просмотров: 10257  

Комментарии

очень интересно

Страницы

Добавить комментарий

1. Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности школьников (из опыта Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»)
2. Значение путешествий гимназистов для изучения географии
3. Роль классного руководителя в прошлом и сегодня
4. Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций между родителями и детьми в школе
5. Роль классного руководителя в социализации личности подростка в современном пространстве
6. Роль классного руководителя в современном образовании: новые функции и направления деятельности
7. Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся с нарушением слуха
8. Особенности социализации в детских общественных объединениях и организациях на примере туристского клуба МБОУ «Лицей Технополис»
9. Взаимодействие классного руководителя, семьи и школы
10. Формирование социокультурной и коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа через работу над спектаклем
11. Формирование культуры межнационального общения у иностранных граждан как важнейшая составляющая их интеграции в российское общество
12. Методы популяризации литературы русского зарубежья в старших классах
13. Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании
14. Из опыта работы Новосибирского медицинского колледжа: Всемирный день противостояния туберкулезу
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы