Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций между родителями и детьми в школе
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
Старинная народная мудрость
Если бы не было матери и отца, не было бы ребёнка. И этим жив человеческий род.
У нас есть представление о том, как может выглядеть идеальная семья, однако жизнь весьма разнообразна, нет ни одного похожего человека, нет ни одной похожей судьбы, нет ни одной похожей семьи.
Есть семьи, состоящие из папы, мамы и ребёнка. Причём, папа весьма авторитарен.
Есть семьи, где папа и мама могут перекладывать свои родительские функции на одного из детей.
Семья может состоять из мамы и её детей.
У Золушки умерла мама. Отец, хотя и любит её, слаб, и власть в семье перешла к мачехе.
Семья может состоять из отца и его детей.
Алёнушка и Иванушка – сироты. Они вдвоём – семья.
Иногда внучку или внука выращивают бабушка и дедушка, заменяя родителей.
Конфликты между родителями и детьми – часто встречаемое социальное явление, которое сопутствует взрослению ребёнка и формированию его личности. Конфликты родителей и подростков могут возникнуть и при самых тёплых отношениях – они не обходят стороной даже благополучные семьи.
Любой конфликт – это столкновение интересов. Самыми частыми причинами конфликтов между родителями и детьми являются следующие моменты.
1. Ребёнок хочет получить больше свободы, стать самостоятельным, а родители в этом ограничивают.
2. Родители заняты, а ребёнок хочет получить больше внимания.
3. Родитель точно знает, как должен поступать ребёнок, с кем дружить, чем заниматься, а вот ребёнок не согласен.
При неконструктивном способе разрешения конфликта всегда выигрывает только один. Конструктивный способ – это когда выигрывают обе стороны: и родитель, и ребёнок.
В подростковом возрасте авторитет родителей неизбежно снижается. Новыми опознавательными фигурами становятся другие взрослые, которых рассматривают в качестве образцов, и ровесники, чье мнение начинает усиленно цениться.
Ряд упражнений из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций между родителями и детьми:
Упражнение «Семейные высказывания»
Цель: В данном упражнении подростки смогут сопоставить важные мнения и ценности членов своей семьи при помощи употребляемых в этой семье крылатых выражений, поговорок и выражений.
Инструкция: Напишите все любимые выражения, связанные с вашей семьей, поговорки, советы, наставления и предостережения, как, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «На лжи далеко не уедешь», «Время – деньги», «Что подумают другие!» и т.д.
Теперь запишите, что вам еще удалось вспомнить, и установите, кто главным образом употребляет ту или иную поговорку.
Просмотрите свой лист и выберите такое высказывание, которое на вас наиболее сильно действует, то есть которое вас особенно радует или раздражает…
Выпишите это высказывание отдельно большими буквами… Подумайте, какая польза заключается в том, чтобы придерживаться этого утверждения.
Пример ответа: «Высказывание, которое меня сильно раздражает: «Не хочу тебя видеть. Я не вижу в этой фразе пользы. Мне становится больно и грустно, страшно, когда я слышу это!»
Пример ответа: Высказывание, которое меня сильно раздражает: «Я скоро вернусь». Мама мне говорит эту фразу, когда уходит к подругам, но возвращается она через 6 часов».
Подведение итогов:
– Какие высказывания, используемые в семье, могут помочь? Какие весьма сомнительны?
– Какие семейные высказывания я сам употребляю.
– Легко ли мне было выделить достоинства и недостатки семейных изречений.
– Как можно сопоставить высказывания матери и отца? Идут ли они в одном направлении? Противоречат ли они друг другу.
– Как я отношусь к этим высказываниям?
Упражнение «Четыре квадрата»
Цель: проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, данное упражнение способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими.
Возьми лист бумаги и раздели его на четыре квадрата. В углу каждого из них поставь цифры 1, 2, 3, 4 – как на рисунке справа.
1) В квадрате № 1 напиши пять своих положительных черт. Можешь назвать их одним словом, например, «дружелюбный», или описать подробнее – «всегда довожу начатое дело до конца».
2) Перейди к квадрату № 3. Заполни его, указав такие личные качества, которые тебе в себе не нравятся. Не стесняйся и будь искренним, выполняя это задание, – никто ведь не увидит таблицу с квадратами, если только ты сам не покажешь.
3) Следующий этап: посмотри еще раз на характеристики в квадрате №3 и переформулируй их таким образом, чтобы вместо негативных они выглядели позитивными. Переделанные с отрицательных на положительные свойства запиши в квадрате № 2.
Скажем, у тебя написано, что ты «жадный». Подумай, что в этом хорошего? Возможно, то, что ты бережно относишься к деньгам, не переплачиваешь и не тратишь попусту, ценишь вещи. Чтобы тебе легче выполнить задание, представь, что список с твоими недостатками видит человек, который тебя любит и не согласен с тем, что у тебя есть негативные особенности. Вспомни – когда мы влюблены, недостатки возлюбленных кажутся нам достоинствами. Посмотри на себя глазами влюбленного в тебя человека или мамы, которая тебя обожает.
4) Возвратись к квадрату № 1 с пятью положительными качествами и переделай их на отрицательные, записав в квадрате №4. Снова может помочь воображаемый человек, который тебя настолько не “переваривает”, что в штыки воспринимает любые твои слова и действия, и все его в тебе категорически не устраивает. Даже то, что ты «белый и пушистый», дико раздражает. К примеру, ты считаешь себя «добрым». Что же плохого в доброте? Иногда под ее видом удобно совершать манипуляции и вынуждать людей делать то, что нужно «добренькому»: «Я тебе помог – теперь верни-ка мне должок».
Заполнил четыре квадрата? Молодец. Закрой ладонью квадраты 3 и 4, и посмотри на квадраты 1 и 2. Приятно? Еще бы – столько положительных характеристик! Многие мечтают о таком сыне/дочери, друге/подруге, внуке/внучке, брате/сестре и т.д.
Теперь, наоборот, прикрой квадраты 1 и 2, и взгляни на квадраты 3 и 4. Неприятно? Не хочется общаться с такой личностью.
Затем убери ладонь и посмотри на лист бумаги с квадратами в целом. Все эти качества – твои. Одни и те же характеристики описаны с разных сторон – глазами друга и врага. Нарисуй круг на пересечении квадратов и напиши в центре «Я». Недостатки – продолжение наших достоинств, равно как и достоинства найдутся в недостатках. В одних ситуациях определенное качество окажется уместным и полезным, а в других – нет.
Ты сам выбираешь, как относиться к себе. Если видишь только квадраты 3 и 4 – негатив, то будешь себя презирать, ругать, ненавидеть.
Если ты стараешься увидеть квадраты 1 и 2 – позитив, ты будешь уважать, ценить и принимать себя.
От того, как ты к себе относишься, зависит, как тебя воспринимают окружающие, и какими ты видишь их.
Упражнение «4 квадрата» полезно проделывать, если у тебя с кем-то конфликт. Попробуй пересмотреть то, что тебе не нравится в «противнике», переформулировать его качества с отрицательных на положительные. Это поможет наладить контакт, разрешить сложную ситуацию. Также постарайся увидеть себя глазами «противника» – иногда это позволяет понять, где и из-за чего произошло недопонимание. Тогда легче восстановить доверие и доброжелательные отношения.
Упражнение «Советы почтой»
Родители объединяются в группы по 5-6 человек.
Каждому выдают конверт, на котором написано основное предложение: «Моя проблема связана с умением строить отношения с ребёнком и состоит в…»
Внутри конверта – несколько чистых карточек.
Получив конверт, каждый участник дописывает на нём свою проблему и передаёт его соседу справа, который знакомится с проблемой (записанной на конверте) и на чистой карточке пишет её возможное решение. Карточку вкладывают в конверт, и передают дальше. Когда каждый конверт обойдёт полный круг, их «отправители» читают предложенные им пути решения заявленных проблем.
Заключительное обсуждение: Обмен мнениями как в группах, так и перед всей аудиторией.
Какими бы разнообразными ни были стратегии поведения в конфликтной ситуации, непременным условием для её конструктивного разрешения являются:
– Умение понять своего противника, посмотреть на ситуацию его глазами.
– Желание объективно разобраться в причинах конфликта.
– Готовность сдерживать свои негативные чувства.
– Готовность обоих найти выход из трудной ситуации.
– Необходимо делать акцент не на вопрос «Кто виноват?», а на вопрос «Что делать?».
– Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора.
Список используемой литературы:
1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации. СПб., 2006.
2. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Школьное образование. – 2007. – № 9. – с. 23-27.
3. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн., 1988.
5. Маленкова Н.Л. Трудные вопросы вожатому от детей и подростков из дисфункциональных семей // Воспитание в школе. – 2015. – № 4. – с. 69-76.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М., 2004.
Количество просмотров: 8898 |
Добавить комментарий