Использование игр и упражнений с мячом как средство развития речи детей дошкольного возраста

 
 

Мамичева Татьяна Сергеевна,

учитель-логопед

первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 496 «Золушка» г. Новосибирска

 
 
 

Боок Людмила Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 496 «Золушка» г. Новосибирска

 

Использование игр и упражнений с мячом как средство развития речи детей дошкольного возраста

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.

По мнению психологов, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.

Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Для полноценного формирования навыков устной речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Для развития моторики пальцев рук детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают место с мячом (мяч Су Джок).

Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.

Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом. Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными из игр. В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали и кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей. Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. С целью развития речи упражнения с мячом выполняются под речевое сопровождение.

Игры с мячом используются для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.

Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.

Следующим способом воздействия на речь через двигательную деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.

В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.

В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.

Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.

Литература:

1. Боряева Л. Б. Игры, занятия и упражнения с мячами.

2. Крупенчук О. И., Воробьева Т. И. Мяч и речь. – СПб., Дельта, 2001. 96с.

3. Смирнова А. И. Школа мяча.

4. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей, Астрель.

5. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми. // Логопед-2010 № 1. - с. 36-38.

6. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебное – методическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.

Количество просмотров: 7881  

Добавить комментарий

1. Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста
2. Выявление и развитие музыкальной одаренности детей дошкольного возраста
3. Арт-педагогические технологии как средство развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
4. Использование игровых технологий при обучении дошкольников правилам дорожного движения
5. Опыт взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями групп в рамках реализации проектной деятельности
6. Разработка многофункционального универсального дидактического пособия «Сундучок исследователя Знайки»
7. Пальчиковые игры как основа развития речи детей 2-4 года
8. Работа над проектом «В гостях у сказки»
9. Пальчиковая гимнастика в развитии ребенка раннего возраста
10. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
11. Нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет
12. Формирование временных последовательностей и понятий как базовое условие обучения детей дошкольного возраста письменной речи
13. Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДОУ
14. Современные требования к обучающимся на этапе завершения дошкольного образования
15. «Как ежик счастье искал»: театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений
16. Всестороннее развитие дошкольников посредством кинезиологических упражнений
17. Использование игр и упражнений с мячом как средство развития речи детей дошкольного возраста
1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы