Стимуляция речи дошкольников в процессе развития двигательной активности

 
 

Никитина Наталья Борисовна,

кандидат педагогических наук,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 402 г. Новосибирска

 
 
 

Пустохина Екатерина Федоровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ – детский сад «Золотая рыбка» Новосибирской области

 

Стимуляция речи дошкольников в процессе развития двигательной активности

Работа специалистов в системе дошкольного образования требует усовершенствования и внедрения новых форм воздействия на все сферы развития детей. Увеличение количества детей со статусом ОВЗ требует разработки новых технологий коррекционно-развивающего воздействия.

Речевой дизонтогенез является наиболее распространенным отклонением в развитии детей по анализу дизонтогенетических проявлений у дошкольников. Различные отклонения в речевом развитии становятся причиной проблем в общении и, как следствие, в обучении детей.

Изучение речевой функции, результаты которого освещены в работах Л. И. Беляковой, 1985; М. А. Бреславец, 1995; JI. С. Волковой, А. Р. Лурии, 2000 и др. показывает, что моторная реализация речевого акта зависит от функционального состояния речедвигательного анализатора, которое определяет характер речевых артикуляций. В свою очередь развитие речедвигательного анализатора связано с организацией центральных механизмов двигательных функций организма. Следовательно, существует прямая взаимосвязь моторной деятельности и развития речевой функции, что позволяет использовать сохранную функцию для коррекции нарушенной функции.

Еще одним важным фактором формирования активной речи является развитие способности слушать речь взрослого, умение выполнять заданные инструкции. Умение отвечать на вопросы, взаимодействовать со сверстниками в процессе деятельности. Что можно организовать в процессе выполнения различных упражнений и игр.

Т. Г. Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом: основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью, которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

После проведения диагностики разрабатывается коррекционно-развивающая программа, включающая двигательные, дыхательные, когнитивные упражнения. Такие упражнения позволяют стимулировать развитие различных структур головного мозга ребенка.

Методологической основой программы является метод замещающего онтогенеза, фундаментальная нейропсихологическая технология преодоления негативных факторов развития ребенка и наращивание его способностей. С помощью специальных блоков упражнений «замещаются», реконструируются те отрезки развития ребенка, которые он не прошел по тем или иным причинам. А затем запускаются все необходимые линии развития.

Базовая программа «Мой мозг может все» (А. В. Семенович)

Имеет смысл составить план занятий на каждый этап. Все три блока должны реализовываться параллельно. В структуре программы приведен перечень примерных игр и упражнений.

1 этап (1-6 недели занятий)

1. Подпрограмма МЗО «Нейросоматический каркас. Разминка и подвижные игры на внимание». 

1. Разминка (Упражнения в медленном темпе по 5 раз)

*растяжки «Вверх», пальчиковая гимнастика «Ножницы», артикуляторная гимнастика «Улыбка-хобот», подвижные игры «Стоп-упражнения», «Условные сигналы».

2. Подпрограмма «Психомотрная координация»

Упражнения меняются каждую неделю (2-3 раза в неделю)

1. Дыхательные упражнения «Воздушный шарик»

2. Растяжки «Бревнышко»

3. Общий двигательный репертуар «Зоопарк»

4. Глазодвигательный репертуар «Догонялки руками»

5. Игры с мячом

3. Подпрограмма «Когнитивные способности»

1. Схема тела и разнообразные ощущения «Угадай часть тела и запомни ее название»

2. Кинетические процессы «Нанизывание бус»

3. Зрительное восприятие и пространственные представления «Рисование предлогов», «Чего не хватает?»

4. Слуховое восприятие «Большие уши»

5. Речевые процессы «Катание мяча с называнием»

6. Интеллектуальные процессы «Закончи предложения»

2 этап (7-11 недели занятий)

1. Разминка

*растяжки «Репка», пальчиковая гимнастика «Зайчик», «Коза», «Телефон», артикуляторная гимнастика «Вкусное варенье», подвижные игры «Бег по кругу».

2. Психомоторные координации

1. Дыхательные упражнения «Воздушный шарик»

2. Растяжки «К солнцу»

3. Общий двигательный репертуар «Ползание на четвереньках»

4. Глазодвигательный репертуар «Глаза+руки+язык»

5. Игры с мячом «Кидаем и ловим»

3. «Когнитивные способности»

1. Схема тела и разнообразные ощущения «Ожившая статуя»

2. Кинетические процессы «Лестница»

3. Зрительное восприятие и пространственные представления «Необычное животное»

4. Слуховое восприятие «Ритм»

5. Речевые процессы «Все наоборот»

6. Интеллектуальные процессы «Назови причину и следствие»

3 этап (12-18 недели занятий)

1. «Разминка»

*растяжки «Крылья птицы», пальчиковая гимнастика «Щелчки», артикуляторная гимнастика «Почистим зубки», «Лошадка», подвижные игры «Два сигнала».

2. «Психомоторные координации»

1. Дыхательные упражнения «Воздушный шарик»

2. Растяжки «Травинка на ветру»

3. Общий двигательный репертуар «Приставной шаг»

4. Глазодвигательный репертуар «Крестики»

5. Игры с мячом

3. «Когнитивные способности»

1. Схема тела и разнообразные ощущения «Ожившая статуя», «Волшебный мешочек»

2. Кинетические процессы «Лестница»

3. Зрительное восприятие и пространственные представления «Рисование предлогов», «Найди букву»

4. Слуховое восприятие «Ритм – ответ»

5. Речевые процессы «Все наоборот», «Подбери рифму»

6. Интеллектуальные процессы «Уберем лишнее»

Наиболее эффективна нейрокоррекция для детей в возрасте от 3 до 12 лет, когда мозговые структуры находятся на стадии формирования. Важен эмоциональный компонент, дети любят двигаться, соревноваться, повторять различные движения, что положительно сказывается на результативности в процессе коррекционно-развивающей деятельности. 

Список литературы:

1. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб: Питер, 2008.

2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – 5 издание – М., Генезис, 2013.

3. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга: шифры и коды нейропсихологии. – М., Генезис, 2010.

Количество просмотров: 4376  

Добавить комментарий

1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы