Театрализация в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
В дошкольных учреждениях большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи, и их количество только растет. Помимо этого у современных детей сильно страдает диалогическая и связная речь, ведь, играя в планшет или любой другой гаджет, ребенок находится наедине с собой. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с ОНР – процесс сложный и многоплановый, и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Дети абсолютно разные и их интересы тоже. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас искать подход к каждому ребенку, используя современные приемы, методы и технологии. Конечно, инновационные технологии в работе учителя-логопеда – это всего лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. А для того чтобы такая работа стала успешной, она должна быть системной.
Работа с детьми с нарушениями речи, кроме высокого профессионализма, требует от педагога не только огромной ответственности, добросовестности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, но и умения установить контакт с ребенком. Для успешного коррекционного воздействия на ребенка перед специалистами стоит цель – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов, что заставляет постоянно быть в поиске разнообразных методов и приемов.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, а интересов у детей – множество. Но именно сказка, по моему мнению, всегда привлечет внимание маленького непоседу.
С самых малых лет родители детям читают русские народные сказки, которые многие уже знают чуть ли не наизусть, и перевоплотиться в мышонка или волка из любимой сказки доставляет большое удовольствие для ребенка. Потому для работы с детьми мой выбор пал на театрализованную игру. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.
На протяжении многих лет сказка остается самым распространенным жанром устного народного творчества, впитавшая в себя человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений. Многие педагоги и психологи высказывали важность сказок в развитии детей дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова), ведь этот период является сензитивным для развития воображения и понимания текста и умения осуществлять элементарный анализ в умственном плане.
Существует несколько видов театров:
– пальчиковый театр;
– театр «Би-ба-бо»;
– теневой театр;
– настольный театр;
– театр рукавичек;
– театр игрушек;
– театр на фланелеграфе.
Театрализованный вид деятельности помогает в решении следующих задач:
– пополнять и активизировать словарь детей;
– расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков;
– закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
– продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
– совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
– совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
– воспитывать культуру речевого общения.
Наиболее интересным для использования в коррекции нарушений речи дошкольников считаю вид театра на фланелеграфе или игровое панно «Стигис-сказки».
«Стигис-сказки» — это современное средство, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО, это эффективный способ закрепления и повторения материала. За основу взят принцип фланелеграфа. Фигурки прикрепляются за счет липучек к полю. Фигурки персонажей легко узнаваемые и симпатичные. Также они достаточно плотные и отлично держат форму.
Существует множество готовых наборов «Стигис-Сказкоз», которые можно приобрести в магазинах, но также можно создавать различные варианты собственными руками, тем самым расширять множество вариантов занятий с дошкольниками. Используемые сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием «Стигис-Сказкоз» опирается на общие дидактические принципы:
– систематичность и последовательность;
– учет возрастных особенностей;
– учет индивидуальных особенностей;
– учет структуры дефекта;
– поэтапность коррекции речи.
Также во время работы важно учитывать интересы детей, воображение, способность к импровизации, эмоциональное внимание и память ребенка.
Элементы театрализации удобней всего применяются в индивидуальной работе или работе малыми подгруппами из 3-4 человек. Дети выбирают героев сказки, и начинается их постепенное перевоплощение в артистов. Передвигая фигурку по фланевеграфу, ребенок вживается в персонажа, переходя от прослушивания сказки к озвучиванию монолога и диалога героев. Дети учатся использовать интонацию, высоту голоса, ведь волк и медведь не могут говорить голосом испуганного лягушонка.
Театрально-игровая деятельность дает возможность почувствовать себя во время театрализации раскованно. Таким образом, цель учителя-логопеда – разнообразить деятельность детей, сделать ее еще более интересной и познавательной, выводить их на новый виток общения, взаимопонимания, развивать личностные качества. Организованная подобным образом коррекционная работа является отличной формой закрепления полученных навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.
Таким образом, театрализованная деятельность превращает замкнутого ребёнка в коммуникабельного, инициативного, эмоционально открытого. За период использования в работе «Стигис-сказок» у детей наблюдается положительная динамика в речевом развитии, появляется тот самоконтроль, который так необходим для автоматизации и дифференциации звуков и закрепления их в речи. Речь детей становится связной, грамотной, лексически обогащённой.
Количество просмотров: 3368 |
Добавить комментарий