Математический кейс «Увлекательная математика»: игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

 
 

Дорохова Ирина Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Жукова Анна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Математический кейс «Увлекательная математика»: игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,

воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

А. В. Маркушевич

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. При этом нужно помнить, что основная задача дошкольной подготовки – это создание каждому ребенку оптимальных условий для максимального развития его индивидуальных данных с учетом возраста. Целевые ориентиры дошкольного образования, согласно ФГОС ДО диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей, систематизация знаний по математике у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

-стимулировать развитие самостоятельной познавательной, мыслительной активности каждого ребёнка;

-закреплять знание цифр от 1 до 10.

-закреплять умение соотносить цифры с количеством предметов;

-учить порядковому (прямому, обратному) счёту в пределах 10;

-учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

-закреплять знание понятий справа-слева, между, предыдущее-последующее, маленький (большой), на 1 больше (меньше);

-закреплять навыки счета, соотнесение цифры количеству предметов; 

-обогащать словарный запас;

-формировать умение словесно обозначать форму предмета;

-выработать умение сравнивать, находить причинно-следственные связи;

Развивающие:

-развивать умение сравнивать предметы по длине; 

-развивать саморегуляцию и самоконтроль;

-развивать логическое мышление, память, творческое воображение, внимание, речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-развитие требовательности к себе;

-повышать уверенность в себе.

Игровой материал:

Игровое пособие математический кейс «Увлекательная математика» сделано из дипломата, каждая сторона и внутренняя часть обклеены самоклеящейся пленкой. На внешней и внутренней стороне крышки кейса оформлены игры. Внутри кейса вложены игры в контейнерах, это позволяет их многоразовое, легкодоступное, многофункциональное использование.

Пособие математический кейс «Увлекательная математика»:

– предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального развития;

– оно доступно, мобильно, многофункционально, яркое и насыщенное;

– имеет высокую развивающую возможность;

– дает возможность легко пополнять демонстрационный материал;

– возможно использование в качестве образовательной и игровой мотивации.

Играя с этим пособием дети, развивают память, внимание, мышление, что будет способствовать успешному обучению в школе.

Атрибуты: контейнеры, карточки с загадками, стихами, счетные палочки, прищепки с цифрами, циферблат часов, пластилин, веревочки разных цветов, длины и толщины, буквы и цифры, карточки с геометрическими фигурами, карточки для решения примеров.

Содержание математического кейса «Увлекательная математика»

Название игры

Задачи

Содержание

Дидактическая игра «Составь по образцу»

Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;
- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;
- воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

 

Дидактические игры со счетными палочками условно можно разделить на несколько групп: игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур

Выкладыванием

изображений предметов

-по образцу: по указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,

например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8палочек,сравнить по величине полученные квадраты:
 - по устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек, сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу, построить квадратное окно из 4 палочек, на чердаке – треугольное окно из 3 палочек:
аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика и т. д.

Дидактическая игра «Расскажи, что получилось»

Закреплять знание цифр от 1 до 10. умение соотносить количество предметов с определённой цифрой.

Подобрать и прищепить прищепки определённого цвета и определённое количество (цифра на шаблоне) к шаблону, чтобы получился образ,

-рассказать о том, что получилось (это ёжик, он живет в лесу, колючий, питается грибами, ягодами и т.д.).

 

Дидактическая игра «Убираем цифры»

Упражнять в счете в пределах 10, закреплять знания о цифрах, уметь их расставить в правильной последовательности.

На демонстрационном пособии расположены цифры первого десятка. Ведущий загадывает загадки про числа. Ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т. д.

Дидактическая игра «Сосчитай фигуры»

Упражнять в счете в пределах 10. Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Назвать геометрические фигуры, расположенные на шаблоне,

-сосчитать и назвать количество геометрических фигур,

-назвать цвет геометрических фигур,

-разучить стишок о цифре.

Дидактическая игра «Решение примеров и неравенств»

 

 

 

Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета

Устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

-составить, решить примеры,

-закрепить знаки +, -, =, <, >.

Дидактическая игра «Нарисуй фигуру»

 

Развитие аналитических способностей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Развитие воображения, памяти, сообразительности, умения быстро ориентироваться на плоскости, составлять из частей целое, закрепление знаний о геометрических фигурах.

Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал описывать их по характерным признакам;

-выложить геометрические фигуры по образцу из верёвочек,

-назвать цвета (геометрических фигур, верёвочек),

-сравнить верёвочки по длине, толщине.

Дидактическая игра «Вылепи цифру»

 

Повторить значение цифр от 1 до 10; правильно изобразить цифру

-продолжать учить приемам лепки (раскатывание валика)
-развивать мелкую моторику
-воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Вылепить цифру по образцу из пластилина.

 

Дидактическая игра «Числовые домики»

Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

 

В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире? (3).
На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

 

Дидактическая игра «Укажи время на часах»

Учить детей различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 1 час);

- формировать умения определять время по часам;

- дать понятие, что такое сутки;

- научить движению "По часовой стрелке" и "Против часовой стрелки";

- формировать понимание того, что маленькая стрелка показывает часы, а большая - минуты;

- сформировать понимание, что наша деятельность зависит от части суток.

 

(вариантов проведения множество)

Например: «Какое время суток?» (утро, вечер, полдень, ночь)

"Что раньше, а что потом?"

"Найди лишнее слово" (например: утро, полдник, ночь)

"Скажи наоборот" (утро.)

"Какое время суток самое длинное (короткое)?"

"Чем мы занимаемся днем (утром, вечером)?"

"Какие слова мы говорим вечером (утром)?

"Когда это бывает?"

"Расставь цифры на часах по порядку (по часовой или против часовой стрелки)"

"Который час?"

 

Ожидаемые результаты

У детей появился познавательный интерес к математике: они с удовольствием играют в математические игры, ждут с нетерпением непосредственно образовательную деятельность по ФЭМП, которая проходит с использованием игровых методов и игр из кейса.

Дети стали более самостоятельными, активными, коммуникабельными, умеют строить простые умозаключения, делать выводы. У них более развиты мыслительные операции: способность анализировать, вычленять, обобщать, сравнивать, классифицировать, а также проявляется логическое мышление и развивается речь.

Благодаря созданию РППС, насыщенной игровым материалом математического содержания и использованию продуманной системы развивающих игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, у детей возник познавательный интерес к математике, дошкольники осваивали математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Количество просмотров: 6716  

Добавить комментарий

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы