Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с особыми возможностями здоровья в процессе реализации педагогического проекта

 
 

Кузьмина Татьяна Николаевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 77 г. Новосибирска

 
 
 

Киторова Татьяна Васильевна,

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 77 г. Новосибирска

 

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с особыми возможностями здоровья в процессе реализации педагогического проекта

В современном мире в сфере образования функциональная грамотность – одна из главных тем обсуждения. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей. Основные предпосылки функциональных навыков формируются в стенах детского сада и семьи.

Существует проблема формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ. Дети, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, по-разному усваивают получаемые знания, неодинаково используют их на практике, имеют свои индивидуальные возможности овладения необходимыми навыками. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с дошкольниками.

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования – это не только создание условий в детском саду для успешного включения детей с ОВЗ в коллектив, но и подготовка ребенка к этому процессу.

В дошкольном детстве можно выделить несколько основных компонентов, способствующих формированию предпосылок функциональной грамотности:

– коммуникативный (свободное владение всеми видами речевой деятельности, понимание чужой речи, умение выражать свои мысли);

– информационный (умение осуществлять поиск информации, извлекать ее из различных источников, перерабатывать, систематизировать и предъявлять разными способами);

– деятельностный (способность ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и т.д.).

При формировании предпосылок функциональной грамотности у детей с ОВЗ педагоги используют различные коррекционные методы и приемы, направленные на развитие основных компонентов, в том числе метод педагогического проекта.

Педагогический проект «Интегрированный подход с элементами психокоррекции в обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ», реализуемый в нашем ДОУ, направлен на использование когнитивных и двигательных методов, приемов, технологий: элементы арт-технологии, коммуникативно-диалоговые, кинезиологческие и иммитационно-игровые технологии. Инновацией данного проекта стало объединение совместных усилий учителя-логопеда, учителя-дефектолога, инструктора по физической культуре и воспитателей группы, благодаря которому произошло развитие образовательного процесса и стала возможна интеграция познавательного и двигательного развития. Это позволяет комплексно подойти к планированию работы в коррекционном направлении с детьми с ОВЗ. Учитывая общие закономерности естественного развития ребенка, педагоги смогли активизировать все высшие психические функции. Для этого были разработаны картотека с нейроиграми, различные дидактические пособия, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и сенсорного восприятия, которые объединены в целый смысловой комплекс, приобретено и используется новое оборудование – тактильные «следочки и ладошки», балансиры, балансировочный комплекс «Луна», туннели, гигантские конструкторы и др. Сочетание вышеперечисленных технологий с новым оборудованием делает коррекционный процесс более интересным, результативным, эффективным как для детей, так и для нас, педагогов.

Специальные упражнения с таким инновационным, комплексным и интегрированным подходом помогают создать определенный эмоциональный настрой у детей, зафиксировать их настроение, снять напряжение, что также способствует развитию коммуникативного компонента предфункциональной грамотности. Использование различных видов ходьбы с музыкальным сопровождением, сенсорного занавеса «Ласковая волна», «Сенсорная паутина», мячиков с разными наполнителями и различных по тактильным ощущениям материалов позволяет нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

Комплекс общеразвивающих упражнений и основных видов движений с элементами театрализации позволяет развиваться деятельностному компоненту и дает возможность примерить на себя роль разных героев, обитателей водоемов, животных, имитировать их движения, использовать механизм управления движениями посредством центральных моторных программ, что позволяет углубить знания, совершенствовать крупную моторику и ориентировку в пространстве. Такой подход мы называем арт-гимнастикой. Использование пальчиковых игр, в которых сочетаются движения с речью, способствует развитию ловкости рук, умению подражать взрослым, вслушиваться в речь и понимать ее, повышает речевую активность, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, делает речь более четкой, ритмичной, яркой, помогает детям сконцентрировать внимание и правильно его распределять.

Дидактические игры, используемые в проекте, позволяют развить все компоненты предпосылок функциональной грамотности. Они используются нами как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления элементарных математических представлений и представлений об окружающем мире. Детей в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, они незаметно для себя учатся применять полученные знания. Правила дидактических игр служат для организации поведения ребенка и его действия и позволяют преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учат прилагать усилия воли. Все это способствует успешному включению и взаимодействию детей с ОВЗ с социумом.

Умение объединяться в малые группы по общему признаку с использованием социоигровых технологий позволяет формировать коммуникативный компонент функциональной грамотности. Дети способны быстро и интересно объединяться и сохранять доброжелательные отношения, вместе реализовать поставленные задачи и радоваться успехам.

Существует множество традиционных игр с мячом, но для педагогов и специалистов находкой явились нейропсихологические игры-упражнения с ним. Такие игры способствуют планированию и координации движений ребенка. Чтобы повторить последовательность и удерживать ее, от мозга требуется немалая концентрация и включенность в процесс.

Благодаря деятельности, реализуемой в рамках педагогического проекта, мы можем комплексно подойти к формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольника, посредством приобретения опыта работы с большим объемом разного вида информации и применение его в различных ситуациях. Это лежит в основе формирования важнейших компетенций, закладываемых в дошкольный период:

– способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества, используя свои способности;

– способность к рефлексии, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умение планировать свое будущее;

– возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

– использование речи как средства коммуникации не только для разговора или беседы, но и для любого взаимодействия, целью которого становится обмен информацией;

– осуществление коммуникации в процессе речевой деятельности детей благодаря вербальным и невербальным средствам.

Количество просмотров: 9225  

Добавить комментарий

1. Спортивная игра «Пионербол для дошколят» как одна из форм здоровьесбережения детей
2. На прогулке день за днем: влияние прогулок на сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения
3. Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста
4. Физическое развитие и привитие навыков здорового образа жизни как аспект функционально грамотной личности
5. Организация волонтерского движения среди дошкольников по пропаганде здорового образа жизни
6. Актуальные вопросы формирования и сохранения здоровья детей и подростков
7. Формирование и сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста
8. «Здоровые дети – здоровая нация»: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада
9. Детская анимация как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильма
10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников как важная составляющая успешной личности
11. Создание макетов с детьми с ОВЗ как средство социальной адаптации и индивидуального развития ребенка
12. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
13. Формирование познавательных способностей дошкольников на примере ближнего природного окружения через разные виды детской деятельности
14. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в дошкольном учреждении
15. Познавательное развитие дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
16. Развитие речи и творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность
17. Реализация парциальной программы «Юные пешеходы»
18. Фольклорные праздники как способ приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
19. Использование игровых технологий в процессе автоматизации поставленных звуков у детей с ТНР
20. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы

Страницы

1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы