Профориентационная работа в начальной школе

 
 

Мухина Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 с УИП ХЭЦ г. Новосибирска

 

Профориентационная работа в начальной школе

Каждый обучающийся становится перед выбором своей профессии. Уже в начальной школе очень важно заинтересовать детей предстоящим выбором. Обучающиеся 1-4 классов, конечно, ещё далеки от выбора профессии, но правильно выстроенная система профориентационной работы должна стать основой, на которой будут развиваться профессиональные интересы в старших классах.

Цель профориентации в начальной школе: расширение знаний о спектре профессий и создание интереса к миру труда.

Задачи:

– расширить начальные представления о роли труда в жизни людей;

– познакомить детей с различными профессиями;

– развивать мотивацию к работе через методы познавательной и профориентационной игры;

– развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.

Профориентационную работу в начальных классах я провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путём проведения небольших бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи. Например, Г.В. Дорофеев и др. «Математика», 1 класс, часть 2, УМК «Перспектива» с.61 № 8:

У монтёра было 6 дм медной проволоки и 3 дм алюминиевой. Он израсходовал 7 дм проволоки. Сколько дм проволоки осталось у монтёра? Или с.29 № 9 (учебник этот же):

Геологи нашли 7 редких камней – самоцветов массой 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Чтобы отнести эти камни на базу для исследований, геологи разложили камни в 4 рюкзака так, что масса камней в каждом рюкзаке была одной и той же. Как они это сделали?

Во 2 классе (часть 2, УМК «Перспектива» с. 91 № 14:

Маляр должен покрасить 20 рам. В первый час он покрасил 2 рамы, а потом стал красить по 3 рамы в час. За сколько часов он покрасил все рамы?

Далее с. 88 № 7:

Из фермерского хозяйства в город отправили картофель. На две машины положили по 30 мешков, а на третью – 20 мешков. Сколько всего мешков картофеля отправили в город?

Решая образовательные задачи, дети знакомятся с реальностью.

На уроках русского языка при изучении словарных слов детей знакомлю с профессиями: шофёр, гримёр, учитель, воспитатель, водитель, руководитель, каменщик, стекольщик и т.д.

Уроки технологии основываются на предметно-практической деятельности ребёнка. Благодаря этому обладают огромным развивающим потенциалом.

На уроках технологии мы выполняем различные проекты, связанные с ценностями профессий: строитель, инженер, портной, модельер, повар, официант и др.

На уроках окружающего мира дети в 1 классе (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, 2 часть, УМК «Перспектива», с. 34-37) при изучении темы «Все профессии важны» знакомятся с профессиями: хлебороб, металлург, горный инженер, овощевод, рыбак, стоматолог, океанолог, строитель, животновод. Во 2 классе (2 часть, УМК «Перспектива», с. 94) при изучении темы «Весенний труд» дети также продолжают знакомиться с профессиями, связанными с сельским хозяйством.

Разнообразная внеурочная деятельность способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности обучающихся. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить детям множество кружков, секций, творческих объединений для получения знаний, умений, навыков в практической деятельности, организовать профессиональное самоопределение и самореализацию личности ребёнка.

По данной теме провожу занятия, используя разнообразные формы:

– беседы;

– классные часы «Атлас профессий», «Кем я хочу быть»;

– встречи с людьми разных профессий;

– защита проектов;

– экскурсии;

– конкурсы;

– викторины;

– мастер-классы;

– игры.

 

Из вышесказанного можно сделать вывод: чем больше профессий будет знакомо ребёнку и шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальной школе также воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, понимание труда специалистов для личной жизни и развития общества в целом.

Количество просмотров: 7729  

Добавить комментарий

1. Экскурсия как способ социализации неслышащих школьников
2. Формирование профессионального самоопределения у обучающихся с нарушениями слуха как условие успешной социализации в обществе
3. Готовимся к единому государственному экзамену
4. Профориентационная работа в начальной школе
5. Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта на современном этапе развития педагогики и физического воспитания
6. Научно-методическая деятельность МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» как базовая основа совершенствования исследовательских проектов школьников города Новосибирска
7. Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК “Spotlight”
8. Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка
9. Технология геймификации как средство личностного роста педагога
10. Адаптация популярных игр в работе педагога-психолога
11. Активная жизненная позиция старшеклассников – инструмент интеграции детей в социум
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы