Психолого-педагогическая коррекция детей с ОВЗ через работу со сказкой

 
 

Нечипурук Наталья Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 306 «Ласточка» г. Новосибирска

 
 
 

Харпицкая Наталья Александровна,

педагог-психолог первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 510 «Калинка» г. Новосибирска

 

Психолого-педагогическая коррекция детей с ОВЗ через работу со сказкой

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями стала наиболее острой. В 90-х годах инвалидность при рождении определялась у 3-4-го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 10-15 лет назад, по нашим наблюдениям, рождалось много детей с ДЦП, то сейчас мы наблюдаем рост рождаемости детей с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом, с нарушением поведения и деятельности, а также с сочетанными нарушениями развития.

Наш детский сад посещают дети с различными нарушениями: дети с ОВЗ, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с ЗПР, дети с РАС. У них есть свои особенности. У детей с нарушениями в развитии часто наблюдаются психологические особенности, которые могут препятствовать их успешной интеграции в общество:

– некритичность, неадекватная самооценка и уровень притязаний;

– недостаточное развитие коммуникативных навыков;

– избирательное принятие социальных норм и правил поведения, неосознанность и отрицание многих из них;

– узость круга интересов, отсутствие мотивов к продуктивной деятельности;

– социальный и личностный инфантилизм.

Поэтому детям с ОВЗ требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ребенок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.

Невозможно охватить все многообразие методов и приемов, которые используются для коррекционно-развивающей работы с «особыми» детьми. Рассмотрим некоторые из них:

– арт-терапия;

– игровая терапия;

– сенсотерапия;

– сказкотерапия;

– водно-песочная терапия, песочная анимация;

– аудиовизуальный компьютерный комплекс «Возьми и сделай».

Одним из приоритетных направлений в своей работе я ставлю создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую и педагогическую помощь. Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является работа со сказками. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Я предлагаю использовать специально организованную деятельность – проведение занятий с использованием сказок.

Проблема формирования сплоченности детей и снижение их агрессивности представляет одну из интересных и сложных проблем психологии и педагогики. Современные дети испытывают постоянный стресс и напряжение. Вот некоторые причины такого состояния детей: отъезд одного или обоих родителей на заработки, большое количество детей в саду, играющих на небольшом пространстве, компьютерные игры. Всё это непременно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка и на общем состоянии здоровья детей. Поэтому игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива очень необходимы в детском саду. Игровая психотерапия является эффективным средством при решении самых разнообразных детских проблем, в том числе и для сплочения детского коллектива. В настоящее время продолжается совершенствование методов игровой терапии, повышение требований к их использованию, дальнейшее дифференцирование ее техник с учетом показаний, условий работы и особенностей детей.

Игры позволяют сплотить детский коллектив и повышают эффективность работы психолога с детьми в целом.

Целью нашей работы является:

– снятие эмоционального напряжения;

– создание игровой доверительной атмосферы в группе;

– установление межличностных контактов между детьми;

– формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка;

– формирование интереса и потребности дошкольников к занятиям с использованием сказок, популяризация сказок среди старших дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

– развитие у детей чувства уверенности в себе, в собственных силах;

– развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми;

– воспитание нравственных качеств: целеустремлённости, воли, дисциплинированности;

– воспитание волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости.

Занятия с использованием сказок дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь хочется восстановить пережитые эмоции и ощущения.

Наиболее эффективна работа со сказками в старшем дошкольном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Работа со сказками интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

Занятия с особыми детьми с использованием сказок несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном.

Работа со сказками – процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я».

Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод психологии и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения.

Работа со сказками – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Работа со сказками – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Работа со сказками – процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное –создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Работа со сказками – процесс активизации ресурсов, потенциал личности. Работа со сказками – процесс экологического образования воспитания ребенка. Работа со сказками – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Работа со сказками – терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереальное.

Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты», – так перефразировали известную пословицу психологи.

Работа со сказками помогает понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Сказки для работы подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки и многие другие. Часто предлагаем малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка – основа работы со сказками. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

Работа со сказками – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения миропознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки, повествование «от 3 лица», «обезличенность» главного героя, расширение позитивного опыта, решение трудных ситуаций и проблем безопасным способом. Поэтому занятия с использованием сказок полезны всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, в работе с детьми со сказками есть специальные условия: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения обычно появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Прежде чем самостоятельно проводить занятия с использованием сказок, мы изучили литературу по этой методике, где подробно описано, как правильно самим сочинять сказки. Если замечаем, что у ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), то придумываем сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать малышу эту проблему решить. Сначала описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя...»). Далее показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия – это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо, чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем выдуманный герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и т. п.) и испытывает все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому – «О трусливом зайце». В этом случае дети учатся видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства, а также контролировать свои эмоции.

Основные приемы работы со сказкой:

– рассказывание сказок;

– сочинение авторских сказок;

– сочинение сказок по рисункам, аппликациям, коллажам;

– переделывание существующих народных или авторских сказок (изменение деталей, конца, элементов сюжета, введение новых героев);

– постановка сказок с помощью изготовленных самостоятельно персонажей, пальчиковых и перчаточных кукол;

– сочинение сказочных историй «от 1 лица» с использованием подручных предметов.

Планируемые результаты. Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. После занятий с использованием сказок улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. В заключение отметим, что на занятиях с использованием сказок дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные образы, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Существует много методов и приемов, которые используются для коррекционно-развивающей работы с «особыми» детьми, в том числе работа со сказками. Но именно индивидуальный подход к каждому ребенку, упорный систематический труд, сотрудничество специалистов, родителей и ребенка помогут преодолеть трудности и дадут ребенку шанс успешно адаптироваться в обществе.

 

Количество просмотров: 2414  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы