Реализация воспитательного компонента на уроке английского языка в рамках элективного курса для гуманитарных классов «Литературный английский язык»
Процесс обучения на разных образовательных ступенях является многокомпонентной деятельностью, включающей в себя обучение определенному предмету, развитие соответствующих компетенций и воспитание личности. Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «Об образовании в РФ» в структуре любой образовательной программы должен быть включен и реализован воспитательный компонент.
Элективный учебный курс «Литературный английский язык» для специализированных гуманитарных классов имеет большой развивающий и воспитательный потенциал в силу ряда причин:
– он позволяет приобретать знания в области СМИ и информационных технологий и тем самым расширять кругозор, выступает инструментом профессионального самоопределения обучающихся;
– он содействует развитию памяти, критического и творческого мышления и эмоциональной сферы;
– правильно подобранные учебные материалы могут способствовать формированию мировоззрения школьников, их убеждений, нравственных и культурных ценностей;
– он знакомит учащихся со специальной терминологией предмета на английском языке и развивает их информационную компетентность.
Для реализации данных целей на первом году обучения по данному курсу мною была выбрана адаптированная книга К. Синглтона «Проект Экспресс», в процессе работы над которой были использованы следующие методы обучения, позволяющие одновременно решать на занятиях поставленные воспитательные задачи:
Метод коммуникативного обучения – с помощью разных видов интерактивных упражнений, основываясь на содержании книги, учащиеся выделяют героев, описывают их внешность, характер, поступки, в творческих заданиях, например, сочинениях, эссе, дискуссиях обсуждают последствия их действий и делают выводы.
Метод сравнения – на основе событий книги обучаемые сравнивают поведение героев в разных жизненных ситуациях, сравнивают себя с героями в заданных условиях, используя языковые средства выражения английского языка. Уровень сложности задания зависит от ступени обучения учащихся. Это может быть составление простых предложений с употреблением сравнительной степени прилагательных, например: Nick was more intelligent and helpful than Sato. Либо распространяя предложения до придаточных предложений разного типа на старшем этапе обучения: Nick was more intelligent and helpful than Sato, because… (so that, in case...) и т. п.
Метод «психодрамы» – в контексте занятий учащимся предлагается в роли героев проиграть ситуацию, связанную с содержанием книги, и предложить собственные варианты решения проблем героев. Здесь учащиеся вынуждены самостоятельно задуматься и со своей точки зрения рассмотреть поступки героев, осмыслить их поведение и с их точки зрения. Этот метод требует основательной подготовки и может быть использован в конце изучения книги, когда словарный запас учащихся позволяет высказывать свои идеи (реплики в ролевой игре, диалоге, монологе героя).
Метод критического мышления – умение интерпретировать полученные данные путем анализа и оценки правдоподобности утверждений и на основе этого делать выводы. В процессе обсуждения книги поступки героев оцениваются учащимися с разных точек зрения, и в этом проявляется воспитательная ценность применения данного метода в обучении.
В процессе прочтения книги К. Синглтона «Проект Экспресс» с учащимися 7 гуманитарного класса данные методы были применены при проведении занятий элективного курса «Литературный английский язык». Это книга про подростков и проблемы, связанные с разными жизненно важными ситуациями. Герои периодически сталкиваются с выбором и вызовами при решении этих проблем. Основными ценностями воспитания здесь выделяются:
– семья как главная опора в жизни человека и источник его счастья;
– мир как главный принцип человеческого общежития, условие крепкой дружбы, налаживания отношений с ровесниками;
– ценность малой и большой Родины;
– труд как основной способ достижения жизненного благополучия человека, залог его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Метод коммуникативного обучения применяется в основном на первом этапе чтения книги, например, в заданиях типа:
1. Соедините имя героя и его характеристику (описание внешности, привычки, характер, действие, слова).
2. Заполните пропуски прилагательным, характеризующим героя.
3. Ответь на вопросы в паре, выбрав вопрос, относящийся к содержанию текста.
Примеры заданий, используемых в методе сравнения:
1. Нарисуйте одного героя по описанию в книге. Каким вы его представляете? Почему, как вы думаете, портрет одного героя может отличаться у разных людей?
2. Сравните отношение героев к одной проблеме. Почему они отличаются?
3. Сравните жизненные обстоятельства героев, места жительства и т.п. Как это повлияло на личность героя?
Метод «психодрамы» является одним из наиболее интересных методов обучения и пользуется популярностью у обучаемых. Задания могут быть разнообразными в зависимости от этапа урока, цели и задачи учебной деятельности. Примерами могут служить:
1. От лица героев ответьте на вопрос “How are you/ How are you going?”, используя эмоционально окрашенную лексику, изучаемую заранее. Лучше использовать на этапе приветствия в начале урока.
2. Составьте краткий монолог от лица героя по проблеме главы, например, герой книги украл конверт с деньгами.
3. Разыграйте диалог/полилог по заданной проблеме. Выскажите мнение от лица героя. Выскажите свое мнение, обоснуйте его.
С помощью метода критического мышления учащиеся учатся выделять проблему, искать подтверждение достоверности поступкам героев, анализировать и делать выводы. Примерами могут быть:
1. Дискуссии по проблеме.
2. Проведение дебатов / «заседаний судов», чтений и т.п.
3. Написание эссе, ведение блога, написание статей с выражением мнения по заданным ситуациям.
Конечно, методов, несущих в себе воспитательный компонент, применяемых на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, гораздо больше. Важно, чтобы они соответствовали значимым для возраста учащихся требованиям: проблемы произведения были понятны и актуальны обучаемым, поступки и характеристика героев книги мотивировали учащихся к речевой деятельности даже в рамках недостаточного лексико-грамматического багажа учащегося, алгоритм действий был понятен ученикам.
Литература:
1. Singelton Ken The Expresso Project. Brisben: EL2I, 009. – 79 c.
2. Бабинская П.К., Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие 5-е издание, стереотипное. Минск: Высшая школа, 1999.
Количество просмотров: 3771 |
Добавить комментарий