Азбука дорожного движения

 
 

Васильева Наталья Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 
 
 

Чуркина Лилия Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 100 г. Новосибирска

 

Азбука дорожного движения

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Важным направлением в этой области является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.

В современном мире нас окружает много опасностей, и в наших силах подготовить дошкольников к встрече с ними. Ежегодно в России увеличивается количество автомобилей. К сожалению, с ростом числа машин на дорогах, растет и процент дорожно-транспортных происшествий. Дорога и улица манит их своей неизвестностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. И действительно, на улице много быстро движущихся, ярких всевозможных машин. Безопасное поведение детей на дорогах является одной из достаточно важных проблем. Чтобы оградить ребёнка от опасности на дорогах, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, необходимо учить понимать их схематическое изображение. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Поэтому необходима системная работа по формированию у детей дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения.

Данная тема необходима и актуальна и при систематической работе с детьми по формированию основ безопасного поведения на дороге даст положительные результаты. И всегда необходимо помнить, что ребенок изучает законы дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Недостаточно просто читать, рассказывать, учить ребенка, нужно показать, как правильно вести себя на улице. В противном случае любое целенаправленное обучение теряет смысл.

Учитывая актуальность темы, был разработан проект «Азбука дорожного движения». Проект состоит из трех последовательных этапов: подготовительного, основного и заключительного. В плане мероприятий представлены задачи, продукт деятельности и способы взаимодействия с родителями.

На подготовительном этапе реализации проекта была организована беседа с детьми на знание ими правил дорожного движения. Используя модель трех вопросов «Что мы знаем?», «Что мы хотим знать?», «Как мы узнаем это?», выяснили, что дети еще недостаточно имеют представление о безопасном поведении на дороге и общественном транспорте.

В ходе беседы было выявлено две проблемы:

1. Уровень представлений детей о правилах дорожного движения недостаточный. Дети знают сигналы светофора, однако не ориентируются во многих дорожных ситуациях, знают недостаточное количество дорожных знаков.

2. Недостаточная мотивация для соблюдения правил дорожного движения.

Кроме того, было проведено анкетирование родителей дошкольников. Цель анкетирования: определение отношения родителей к проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Родителям были предложены вопросы и варианты ответов. Анкеты заполнялись анонимно. Выяснилось, что родители мало уделяют внимания данному вопросу, мало говорят или совсем не говорят с детьми на данную тему.

Цель проекта: повышение культуры безопасного дорожного движения, правовой грамотности, развитие интеллектуально-творческого потенциала и личной ответственности дошкольников и их родителей в области соблюдения правил дорожного движения.

Задачи проекта:

1. Сформировать социальную ответственность и активную гражданскую позицию у участников дорожного движения.

2. Сформировать РППС, технологии воспитательной деятельности в области профилактики ДДТТ с учетом региональных особенностей, социокультурной среды, традиционного и инновационного опыта.

3. Определить и распространить эффективные методы по обучению детей безопасному поведению на дороге и соблюдению правил дорожного движения.

4. Вовлечь дошкольников и родителей в мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и взрослых.

Тип проекта: практико-ориентированный, просветительский, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 г. – март 2023 г.

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители (законные представители), воспитатели, специалисты дошкольного образовательного учреждения, библиотекарь Центра семейного чтения «На Плющихе».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на поиск новых форм и методов взаимодействия с детьми и родителями при подготовке ребенка к безопасному поведению к дорожной среде. Педагогическая новизна данного проекта заключается в его системности и комплексном применении разнообразных форм и методов работы с детьми, что повышает эффективность педагогической работы. Для успешной реализации в проекте нами применяются электронные образовательные ресурсы, различные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, игровые технологии, технология ТРИЗ и многие другие.

Особенность данного проекта состоит в том, что в процессе его реализации применяются разнообразные формы и методы работы с детьми: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, мультимедийные презентации, беседы, творческая продуктивная деятельность детей и их родителей, акции, различные обучающие мероприятия и т.д., объединённые единой идеей и темой.

В данном проекте принимают участие не только воспитатели дошкольной образовательной организации и сами дети, но и родители дошкольников, а также музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре, библиотекарь Центра семейного чтения «На Плющихе». Совместно со специалистами дошкольной образовательной организации использовались подвижные игры, музыкально-дидактические игры и т.д. Поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы, для формирования навыков безопасного поведения детей на улицах города уделяется большое внимание взаимодействию с родителями. Только в сотрудничестве детского сада и семьи у детей можно выработать необходимые навыки культуры поведения на улице и дисциплинированность. Полезным опытом является взаимодействие с Центром семейного чтения на Плющихе. В рамках сотрудничества была проведена совместная викторина «Весёлый светофор». Привлечение к проекту широкого круга участников образовательного процесса позволило сделать проект более комплексным.

В ходе проекта осуществляется интеграция всех образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В проекте значительное место в обучении дошкольников правилам дорожного движения уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников.

 

Для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в проекте уделяется достаточное внимание использованию информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия.

Совместно со специалистами дошкольной образовательной организации для снижения утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей разработан план мероприятий по правилам дорожного движения с использованием здоровьесберегающих технологий. В него входят: динамические паузы; подвижные и спортивные игры; пальчиковая гимнастика; бодрящая гимнастика; утренняя гимнастика; релаксация и т.д.

Технология ТРИЗ позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. В данной технологии используются мнемотаблицы, которые очень эффективны для разучивания стихов, составления и отгадывания загадок по правилам дорожного движения. «Круги Луллия» являются одной из уникальных форм обучения правилам безопасного поведения на дорогах, позволяют сделать этот процесс интересным и увлекательным, помогают закрепить цвета светофора, систематизировать знания о дорожных знаках.

В рамках проекта проводились разнообразные мероприятия для детей и их родителей. Совместно с родителями, инспекторами ГИБДД и детьми МАДОУ д/с № 100 участвовали в акциях «Новогоднее поздравление водителей», «Безопасная дорога детям». В ходе данных акций водителям были вручены открытки, нарисованные детьми, а также предложены памятки «Автомобильное кресло – детям».

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами. Ведь для ребёнка тоже важно взаимопонимание между взрослыми: воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. А используя различные технологии для обучения правилам безопасного поведения на дорогах, можно добиться положительного результата.

Список использованной литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – 2004. – 144 с.

2. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2008.

3. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

4. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. Волгоград: Учитель, 2006.

5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методической пособие для педагогов, практической руководство для родителей. М.: Цветной мир, 2013.

6. Разинина И.Ф. Безопасность детей на дороге – забота каждого. Тамбов: ТОИПКРО, 2009.

7. Романова Е.А., Малюшкин А.Б. Занятия по правилам дорожного движения. М., 2013.

8. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 9. Степаненкова Э.Я, Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.: Просвещение, 2012.

10. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика – синтез, 2014.

11. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: Скриптория, 2012.

12. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: Детство-Пресс, 2020.

Количество просмотров: 3983  

Добавить комментарий

1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы