«А что внутри?»: проектная деятельность как инструмент развития личности ребенка
На каждом существенно новом этапе познания
нам всегда следует подражать Колумбу,
который отважился оставить известный ему мир
в почти безумной надежде найти землю за морем.
Вернер Гейзенберг
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми: педагогами, родителями и учениками. Проектно-исследовательская деятельность осуществляет деятельностный подход к процессу обучения. Метод проектов может эффективно применяться уже в начальных классах.
Проект – это ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, которая имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направлена на достижение общего результата.
Увлеченность – главное условие исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность, как отмечает А.И. Савенков, – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского обучения [5]. Защита проекта (для начальной школы защита презентации) – это самый главный этап обучения для начинающего исследователя.
Проектная деятельность школьника, которая позволяет проявить себя, попробовать собственные силы, использовать собственные знания, принести пользу и показать перед другими свой достигнутый результат.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию заявил, что важно воспитывать культуру исследовательской работы. Важнейшим инструментом развития и саморазвития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка в младшем школьном возрасте является творческая, исследовательская/проектная деятельность. Цель моей работы – способствовать созданию оптимальных условий для развития творческой и исследовательской активности обучающихся 1-4 классов.
Принципиальным для меня является эмоциональное отношение ребёнка к занятиям. Ещё в 1958 г. учёный А. Рои провел опрос 64 самых известных учёных-физиков, биологов, психологов и антропологов. Опрос убедительно показал, что решающим фактором их деятельности была ненасытная любознательность и огромный интерес к исследовательской деятельности.
Для эффективности намеченной работы необходимо сотрудничество педагогов и родителей. Большинство родителей выражают понимание того, что творческие и исследовательские способности необходимы в любой деятельности и нужно их целенаправленно развивать уже с детства. Некоторые родители сомневаются, что дети справятся и опасаются, что вся нагрузка ляжет на их плечи. Родители часто спрашивают, а зачем участвовать, когда ребёнок неуверен в победе? Да, не все участники конкурса становятся победителями, и это факт, но все же лучше попробовать, чем не делать ничего. Талант исследователя есть у каждого ребёнка, только надо его раскрыть. Развитие исследовательских способностей у ребёнка подчиняется тем же законам, что и развитие любых других способностей, существенное продвижение которых происходит в активной деятельности. Занимаясь такой деятельностью, ученик сможет получить мощную мотивацию и показать другим свои способности, пусть даже те, которые только зарождаются. Главный путь развития творческого потенциала личности ребёнка в школьном возрасте – его собственная исследовательская практика, построенная с учётом возрастных особенностей процесса познания, возрастных возможностей детей.
Включая обучающихся начальных классов в исследовательскую и проектную деятельность во время урока и во внеурочной деятельности, мы комплексно решаем задачу формирования soft skills – навыков будущего.
Для каждого школьника большое значение имеет окружение: его семья, друзья, одноклассники. В той или иной степени ребёнок будет подвержен влиянию этого окружения. Окружение очень важно и для дальнейшего профессионального пути. Участвуя в творческих, проектных и исследовательских конкурсах ученик может найти тех, кто с ним на одной волне. Иногда всё, что требуется, – это одна встреча с наставниками, единомышленниками. Возможно, он сможет создать свою команду и двигаться дальше. А опыт здоровой конкуренции конкурсов научит обучающегося не пасовать перед трудностями во взрослой жизни.
Список литературы
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
2. Безукладников К.Э. Формирование метапредметной компетенции младших школьников на основе технологии организации учебно-исследовательской деятельности [Текст] / К.Э. Безукладников, Е.В. Еремеева // Мир науки. – 2019. – Т. 5. № 1. – С. 20.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
4. Вовк Е.В. Педагогическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности младших школьников / Под общей редакцией Е.В. Везетиу. // В книге: Специфика организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в условиях модернизации системы образования. – 2017. – С. 91-129.
5. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. // Исследовательская работа школьников. – 2014. – №1. – С. 22-32.
6. Числова С.Н. Проектная деятельность младших школьников // В сборнике: Гносеологические основы образования международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. Елец. – 2015. – С. 342-344.
Количество просмотров: 2041 |
Добавить комментарий