Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства

 
 

Щедренко Ольга Станиславовна,

методист МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства

Современная ситуация в образовательной системе предъявляет высокие требования к педагогам, которые являются ключевыми фигурами внедрения инноваций. В связи с этим постоянно ищутся новые формы и методы работы, способствующие повышению уровня педагогической компетентности. Один из таких методов – участие в конкурсах профессионального мастерства, которые способствуют личностной и профессиональной самореализации педагога. Важно отметить, что конкурсы педагогического мастерства меняют отношение к себе как к профессионалу. Участие в них помогает педагогам осознать свои сильные стороны и достижения, а также определить области, в которых можно еще развиваться.

С учетом значимости конкурсного движения в профессиональном росте педагогов в нашем учреждении выстроена определенная система по вовлечению и подготовке педагогов в конкурсах профессионального мастерства. Благодаря этому в последние годы педагоги Центра внешкольной работы «Галактика» демонстрируют высокие результаты в самом главном для педагогов дополнительного образования конкурсе – «Сердце отдаю детям».

Победы педагогов в данном конкурсе – это не единоличная их заслуга, это работа команды. Наша команда – это не просто команда методистов и опытных педагогов, это команда наставников.

На наш взгляд, наставничество является наиболее эффективным способом сопровождения педагога в конкурсах профессионального мастерства, потому что позволяет создать долгосрочное и доверительное взаимодействие с педагогом-конкурсантом. Наставники становятся для педагога не просто тренером, а другом и помощником, который всегда готов поддержать, подбодрить или тактично обратить внимание на недостатки. В благоприятной психологической атмосфере намного легче передать методический опыт, помогать педагогу поверить в себя, раскрыть свой творческий потенциал, преодолеть страхи и волнения.

Подготовка к конкурсу начинается задолго до того, как педагог принимает решение участвовать в конкурсе. Первостепенная роль здесь отводится научно-методической службе, которая выявляет потенциальных конкурсантов. Опыт показывает, что педагоги сами практически не проявляют инициативу к участию в конкурсах профессионального мастерства, поэтому действуем мы в данном вопросе ненавязчиво и постепенно. Сначала проводим анкетирование, где выявляем первичное отношение педагогов к конкурсному движению. По результатам анкетирования определяем круг мотивированных педагогов и продолжаем работу непосредственно с данной категорией педагогов, включая их в разного рода методические активности.

Одним их эффективных способов выявление методического лидерства педагога – наш фестиваль-конкурс профессионального мастерства «Звездные россыпи», который включает в себя конкурсы: «Открытое занятие», «Педагогическое многоборье», «Методические материалы», «Мастер-класс». Каждый педагог может выбрать приемлемое для себя конкурсное испытание.

Для того чтобы определить, насколько педагог готов к участию в конкурсе, необходимо оценить его личностно-профессиональные ресурсы. Очень хорошо в этом нам помогает индивидуальный маршрут профессионального развития педагогов дополнительного образования ЦВР «Галактика». Он включает в себя несколько разделов:

– инвариантный раздел «Педагог-профи»;

– вариативный раздел «Педагог-лидер»;

– вариативный раздел «Педагог-личность».

Работа над индивидуальным маршрутом профессионального развития прежде всего основывается на самоанализе самого педагога. С помощью предложенных методической службой техник педагоги определяют свои сильные и слабые стороны профессиональных компетенций, согласно профессиональному стандарту педагога дополнительного образования и выявляют уровень развития софт и селф-компетенций. Методисты имеют возможность просматривать маршруты педагогов и анализировать мотивационную составляющую каждого педагога к саморазвитию.

Все перечисленные выше инструменты позволяют гибко реагировать на степень профессиональной готовности участника к конкурсу. С одной стороны, мы можем увидеть уровень потенциального участника, его сильные и слабые стороны, уровень стрессоустойчивости. С другой стороны, сам педагог может оценить свой потенциал.

Участник конкурса, а вместе с ним команда наставников, проходит ряд этапов:

1. Этап вхождения в конкурс.

На данном этапе наставники помогают конкурсанту ответить на следующие вопросы: почему я хочу участвовать в конкурсе? Какие цели я ставлю перед собой? Какие задачи я должен решить для достижения этих целей? Совместно составляется индивидуальный маршрут сопровождения педагога в конкурсе.

2. Собственно конкурсный этап.

На этом этапе происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, подтверждение собственного профессионального уровня. Наставники помогают конкурсанту:

– Систематизировать материал о собственном педагогическом опыте.

– Уточнить и конкретизировать данный опыт в логической последовательности.

– Отобрать практические материалы, наиболее полно раскрывающие систему работы конкурсанта.

– Изложить материал доступно, кратко и вместе с тем интересно и в полном объеме.

Подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, преодолению конкурсных испытаний.

3. Постконкурсный.

Прогнозирование дальнейшей работы участника конкурса, углубление понимания профессиональных ценностей и необходимости повышения профессиональной эффективности. Этот этап имеет большое значение для педагогов. Через некоторое время после интенсивной конкурсной активности, по словам участников, у некоторых возникает чувство пустоты, у других – чувство незавершенности конкурса. Однако все без исключения: и победители, и призеры, и просто участники – отмечают, что они получили такое повышение квалификации, которое не может сравниться ни с какими другими курсами.

Подготовка и участие в конкурсах становится настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности и для самих наставников. Что же дает наставникам работа с педагогом-конкурсантом? Это возможность прокачать свои психологические компетенции в работе с педагогом: умение видеть его жизненные ценности, понимать его внутреннее состояние, наладить коммуникацию. Открытие новых знаний, изучение современных тенденций развития дополнительного образования через призму индивидуальности педагога. Выступая наставником в профессиональном развитии моих коллег, мы приобретаем стимул для собственного саморазвития.

Опыт показывает, что лучшие результаты в конкурсах достигаются тогда, когда создан особый эмоциональный фон, присутствует доверие, налажен профессиональный контакт. Отдавая свои знания, опыт, силы и время, наставник постоянно анализирует свой путь, более четко видит то совершенное в профессии, к чему стоит стремиться. И тем интересней нам вместе двигаться к победам!

Количество просмотров: 2245  

Добавить комментарий

1. Искусство воспитания личности
2. Развитие системы наставничества в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
3. Роль команды наставников в подготовке педагогов к конкурсам профессионального мастерства
4. Наставничество как инструмент корпоративного обучения в ЦРТДиЮ «Заельцовский»
5. Наставничество как эффективная педагогическая технология
6. Совместная творческая деятельность – основа успешного взаимодействия с родителями обучающихся студий «УЗОР» и «Играем в куклы»
7. Педагог – ребенок – родитель: треугольник успеха
8. Наставник побуждает к творческому труду
9. Наставничество – дело старых слонов, или Роль наставника в профессиональном становлении молодого педагога
10. «Неугомонные»: опыт организации работы творческого коллектива выпускников прошлых лет
11. Работа с родителями как средство сохранности контингента обучающихся в детском дошкольном объединении «Школа раннего развития «Дорастем до неба»
12. Обучение в Образцовом ансамбле танца «Зоренька» как форма ранней профессиональной ориентации школьников
13. Эффективные практики наставничества Центра дополнительного образования «Лад»
14. Развитие навыков сотрудничества между детьми на уроках в Детской школе искусств
15. Лаборатория творческих достижений «Всё начинается с идеи»
16. Формирование самостоятельности и творческой активности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
17. Что может стать вдохновением для творчества?
18. Детский театр: внутренняя свобода и уверенность в себе
19. Формирование свободы и активности обучающихся в школе раннего развития «Дорастем до неба»
20. Методическая служба как ресурс профессионального развития педагогов

Страницы

1. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста в процессе работы над иллюстрацией в дополнительном образовании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. От задумки до подведения итогов разработки коллективного творческого дела на примере этапной игры «Тайны зелёной планеты» с вожатыми творческого объединения «Галактика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Ренессанс интереса к шахматам ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Спортивный туризм как средство развития общей выносливости у обучающихся 12-15 лет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. О роли детского коллектива в успешности обучения ребенка в Детской школе искусств ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы