О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская»

 
 

Баранникова Ольга Николаевна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МАОУ Гимназия № 16 «Французская» г. Новосибирска

 

О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская»

Задача укрепления и сохранения здоровья школьников в последнее время выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждений образования. Изучив научно-методическую литературу, можно сделать определенные выводы:

– физкультурно-оздоровительные мероприятия являются одной из форм физического воспитания, с помощью этих мероприятий развивается и укрепляется состояние организма, а также улучшается работоспособность;

– правильно поставленное физическое воспитание детей положительно влияет на их мыслительные способности, а также на успеваемость. Так, у школьников, которые регулярно занимаются физической культурой, к концу учебного года успеваемость повышается на 7-8 %, а у незанимающихся – снижается на 2-3 % (Балашева А.Б.). 

Таким образом, занятия физической культурой не только укрепляют здоровье и совершенствуют физическое развитие детей, но и обеспечивают устойчивость умственной работоспособности. Это очень актуально в условиях обучения в гимназии с повышенным уровнем образования. Изучение двух иностранных языков, один из которых на углубленном уровне, создаёт дополнительную нагрузку на растущий организм. Противоречие между потребностью части детей и их родителей в повышенном уровне образования с одной стороны и необходимостью сохранить здоровье ребёнка с другой может быть разрешено путём более пристального внимания к проблемам такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в значительной мере нейтрализовала бы негативные последствия дидактогенного фактора на состояние здоровья обучающихся.

В нашей гимназии этому вопросу всегда уделяли внимание: с 2003 года запущен проект «Здоровая школа», с 2009 по 2012 годы реализована программа развития «Гимназия полного дня – центр саморазвития личности», одним из модулей которой был модуль «Здоровый век». С 2014 года включились в реализацию регионального проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни».

В данной статье остановлюсь на роли учителя физической культуры в создании условий здоровьесбережения в школе. Основными направлениями моей деятельности в процессе обучения являются:

– использование эффективных методов обучения;

– обеспечение равного доступа к занятиям физической культуры для детей с ослабленным здоровьем через функционирование специальных медицинских групп;

– организация мониторинга физического развития обучающихся;

– формирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

В работе использую концепцию системного подхода к организации уроков физической культуры (автор к.б.н. О. В. Головин). В качестве предмета проектирования выступает модель урока физической культуры, позволяющая не только сохранять и укреплять физическое здоровье обучающихся, имеющих разное состояние здоровья, но и повышать их мотивацию к систематическим занятиям физическими упражнениями как на уроках физической культуры, так и во внеучебное время. Для этого использую технологии дифференцированного формирования знаний, состоящие из выявления уровней обученности учащихся в области знаний с помощью диагностических тестов; технологии дифференцированного развития физических качеств (величина нагрузки всегда планируется разная). Применяю технологию моделирующего обучения (учебная игра). Игровая форма позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игра формирует двигательные умения и навыки, способствует развитию двигательного аппарата, улучшает кровообращение и обмен веществ, благотворно влияет на дыхание. В соответствии с требованиями ФГОС организую проектную деятельность. Каждый учащийся в гимназии с 5 по 10 классы ежегодно защищает годовые проекты, в том числе по физической культуре.

Особое внимание уделяю работе с детьми, имеющими высокий уровень потенциальных возможностей. В работе с ними я трансформирую физические упражнения или игровые задания в соответствии с их индивидуальными способностями. Им даются задания более высокого уровня сложности. Такие ребята, как правило, активные участники внеклассных и внешкольных соревнований.

Проводим комплексный мониторинг физического развития, по итогам которого каждый обучающийся получает индивидуальную карту физического здоровья. На основании данных корректируется процесс обучения каждого участника.

Биологической потребностью организма ребенка является двигательная активность. По моему мнению, три часа физической культуры в неделю полностью не решат проблему нехватки двигательной активности. Необходимо, чтобы ребенок был задействован еще и в спортивной секции. В гимназии создан и успешно работает Школьный спортивный клуб «Салют». С целью расширения выбора направлений физического развития учащихся сотрудничаю с тренерами Ленинского района, ориентирую детей на занятие спортом:

МБОУ ДОД ДООЦ «Спутник» – отбор обучающихся к занятию волейболом;

Спортивный клуб «Обь» – ориентация обучающихся гимназии в СДЮШОР по гимнастике;

Спортивная школа по бадминтону – отбор обучающихся к занятию бадминтоном;

ДЮСШ № 5 – отбор обучающихся к занятию баскетболом.

В работе с детьми специальной медицинской группы и освобождёнными от занятий физической культурой у нас проводятся индивидуальные и групповые занятия. Эти знания помогают детям укрепить уверенность в том, что занятия физическими упражнениями способны восстановить здоровье и работоспособность.

Мониторинг подтверждает эффективность проводимой работы: отмечается рост занятости учащихся в кружках и секциях, снижение уровня заболеваемости, снижение количества пропущенных по болезни уроков.

Использованная литература:

Балашева А.Б. Здоровьенаправленное образование школьников в сфере физической культуры. Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики.

Количество просмотров: 2364  

Добавить комментарий

1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы