Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»

 
 

Назина Ирина Петровна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того,

кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет

за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили

Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.

С самого рождения наши дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Задача педагогов нашей дошкольной образовательной организации – помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели в соответствии с ФГОС ДО. Акцент делается не просто на знание фактов, а на их реальное использование. Упор идет на то, чтобы научить детей анализировать, систематизировать, отбирать и объединять данные, чтобы в результате получились определенные выводы. В соответствии с ФГОС ДО в нашей ДОО созданы условия для широкого спектра детских видов деятельности, рассматривающих формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

В нашем детском саду в образовательной деятельности активно применяется проблемное обучение. Кроме того, при проведение непосредственно-образовательной деятельности предпочтение отдаётся игровым, практическим, наглядным методам, т.к. мышление у детей наглядно действенное, а потом наглядно образное (например, можно показать детям процесс таяния снега и наблюдение за осадком: снег недостаточно чист, в воде остаются частички разного происхождения). Рассуждая над причинами этого явления, дети постигают элементарные закономерности, учатся делать выводы. Наши педагоги выстраивают работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Таким образом, в их деятельности успешно сочетаются познавательная, проектная и общественно полезная деятельность.

Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. Воспитатели знакомят ребят с доступными для данного возраста явлениями живой и неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление возможности выбора, на основе их интересов и потребностей. Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития, связанного с ним внимания к различным взаимодействиям различных элементов окружающей среды, включает в себя человеческую деятельность, имеющую важное значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений.

В нашей дошкольной организации процесс формирования функциональной грамотности детей успешен при соблюдении следующих требований: интеграции всех видов образовательной деятельности и активном взаимодействии педагогов с родителями. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности. В деятельности успешно сочетаются познавательная, проектная и общественно-полезная деятельность.

В современном мире очень важна проблема формирования экологической культуры личности. Экологическое образование занимает большое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать воспитательную и образовательную деятельность МБДОУ д/с № 27 «Росинка».

В связи с этим в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения выделяются следующие направления:

– повышение компетентности педагогов;

– организация образовательной деятельности детей с использованием мультимедиа и ИКТ;

– использование дистанционных интернет-технологий.

Дистанционные технологии стали одним из средств взаимодействия. Информационные технологии влияют на игры, развитие и обучение дошкольников, поскольку неизбежно оказывают воздействие на людей и среду, в которой происходит повседневная жизнь.

Электронные образовательные ресурсы в ДОУ используются как способ творческой реализации – участие в различных интернет-конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях организованными интернет-сообществами: «Педразвитие», «Инфоурок», «Форум Педагоги России», Ассоциация творчески работающих педагогов «Кругозор», «Дефектология. Проф», «Педагогическое образование», «МПАДО», «МААМ», «Росучебник», «Нетфолио». Всероссийские конкурсы и олимпиады «Аврора», «Дружок», «Робоборик», «Изумрудный город», «Педагогическая практика», «Солнечный свет», «Время знаний», «Мир педагога» и другие.

Количество просмотров: 3093  

Добавить комментарий

1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы