Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»

 
 

Романенкова Юлия Сергеевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» г. Новосибирска

 
 
 

Михальченко Ирина Юрьевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» г. Новосибирска

 

Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»

Кто-то когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович

В настоящее время каждый из нас понимает, что от квалификации и профессионализма, творчества и энтузиазма педагогов зависит качество работы всей образовательной организации. Очевидно, что с каждым годом становится все больше детей с особыми возможностями здоровья, нуждающихся в особой образовательной среде. Поэтому всё большую популярность приобретает инклюзивное образование, то есть обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»).

В связи с увеличением числа детей с различными отклонениями в развитии перед организацией возникает задача вовремя их увидеть, помочь им социализироваться и подготовить к школе.

Как вовремя увидеть? За чем важно наблюдать в разные периоды жизни ребёнка? О чем нам говорит то или иное его поведение? Это маленький перечень вопросов, которые ставят перед собой педагоги инклюзивного образования в нашей организации.

Активные, целеустремленные, предприимчивые педагоги, умеющие принимать неординарные решения, способные нести за них ответственность и работать в команде единомышленников, находят ответы на эти вопросы ежедневно. Мы уверены, что это непременно повышает эффективность и качество работы всей организации в целом.

Своевременное выявление у детей проблем, правильно организованная коррекционная помощь обязательно дадут положительный результат: улучшат отношения между членами семьи, дадут осознание проблемы взрослыми и возможность построить и реализовать индивидуальный образовательный маршрут ребенка, который, возможно, в будущем позволит снять с него ограничения здоровья.

Коррекционная помощь, взаимодействие с семьёй, единство принципов (в том числе гуманистических), целеустремлённость и рефлексия участников образовательных отношений – это тот базис, на котором строится инклюзивное образование, дающее возможность каждому человеку, независимо от его особенностей получать образование, становиться личностью через получение знаний, освоение познавательных и творческих навыков развития.

Для организации слаженной работы в МБДОУ ЦРР д\с № 55 «Искорка» реализуется проект «Ранняя помощь», который направлен как на раннее выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, так и на сопровождение образовательной деятельности детей с ОВЗ. Для реализации данного проекта в нашем учреждении существует команда единомышленников, которая сопровождает семью в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ.

Не каждый родитель готов на раннем этапе принять помощь педагогов организации, также далеко не каждый педагог готов работать с категорией «особые дети». Для этого необходимо и педагогам, и родителям принять душой и сердцем ребенка и понять, что ему необходима помощь специалистов, в том числе медицинских работников, которые грамотно выявят причины и дадут квалифицированные рекомендации как родителям, так и педагогам.

В нашей организации заведующему Панасюк Евгении Витальевне удалось собрать команду, которая работает с «особенными детьми», повышает свою компетентность, и строится это на целеустремлённости педагогов. Нам ещё трудно даётся рефлексия (умение анализировать собственные мысли и эмоции, поведение), нам приходится прикладывать много сил, для того чтобы корректировать свое поведение в соответствии со сделанными в ходе самоанализа выводами, но мы осознаём важность этого процесса, поэтому к этому стремимся.

Данная работа в нашей организации осуществляется через консилиум (ППк), который объединяет педагогов в желании оказать помощь семьям и воспитанникам. Цель деятельности консилиума – создание свободной, безбарьерной среды в обучении детей с особыми потребностями – должна быть достигнута благодаря общим усилиям и профессиональным компетенциям педагогов.

Вечный вопрос – он звучит ежедневно

Что же нам делать? И как же нам быть?

Дети приходят сложней и сложнее…

Главное, шанс свой не упустить.

Мы вовремя должны увидеть,

Понять и ни за что не пропустить!

Не ранить и, конечно, не обидеть

Помочь, направить и семью сопроводить!

Количество просмотров: 4039  

Добавить комментарий

1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Организация патриотического воспитания детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Воспитываем дошкольника на примерах героической летописи страны ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Проект «Зеленые чудеса нашего окна»: формируем экологическую культуру у дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Формирование сплоченного коллектива сверстников в группе детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Формирование основ патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Сохраним историческую память: непокоренный Ленинград ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Проект «И помнит мир спасенный!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы