Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста

 
 

Панкова Оксана Алексеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Морковина Елена Ивановна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста

Привить ребенку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан

Каждый, кто имеет дело с детским чтением, очевидно стремится к тому, чтобы лучшие произведения художественной литературы входили в жизненный мир личности ребенка, затрагивали бы его душу, обогащали бы внутренний мир, духовно питали, короче говоря, воспитывали. А интерес к литературе меж тем все падает и падает, духовный мир скудеет и скудеет. Мы хотим поделиться своим опытом работы, где в увлекательном, тематическом развлечении у нас проходят творческие, литературные занятия с использованием стихов русских классиков.

Девиз нашей работы: «С каждой прочитанной или написанной строчкой узнаем что-то новое, интересное, обогащающее язык, нравственность, чувства!»

Наша цель – это воспитание любви к родному языку, чем богаче у человека воображение, тем богаче и красивее его речь. Художественная культура – это интеграция различных видов художественной деятельности: изобразительного искусства, художественного слова, музыки.

Дети верят в сказку. Литературная гостиная – это небольшой бал с волшебной музыкой, стихами и репродукциями знаменитых художников. Каждый сезон приносит свои стихи и картины. Когда ребенок погружается в сказку и попадает на бал, это оптимальная форма подачи информации и развития речи. В таком формате процесс объяснения чего-либо нового идет с максимальной продуктивностью. Ребенок вспоминает ощущение сказочности, понимает, что эти стихи и картины окружают его с детства.

При организации литературных гостиных мы предлагаем окунуться в этот сезон (осень, зима, весна, лето), разглядывая пейзажи, мы идем от картин к тексту. По опыту работы только тогда мы следуем за естественным ходом восприятия ребенка. Не начинаем читать стихи, пока вместе не посмотрим на картины, не поделимся друг с другом впечатлениями о них. При рассматривании картин интересен способ «бинокля». Когда ребенок видит эту картину, будто проезжая, таким образом внимание концентрируется. Пробуем описывать настроение, возникающее от пейзажа, играем с образом деревьев, облаков, находим сравнения.

Сложные стихи русских поэтов-классиков позволяют ребенку-дошкольнику раздвинуть рамки обыденного мышления, выучив их, дети выходят на уровень творческого речевого развития. Эти произведения – уход от упрощения языка, погружение детей в красоту и многранность русской речи. Дети, когда рассказывают стихи, получают повышение собственной самооценки, возможность самоутвердиться, поняв, что и такой сложный текст им подвластен. При рассказывании дети получают навык интонирования, они передают не только текст, но и собственное отношение к нему, где грустно, где весело. Наша задача – поощрять проявление интереса к смыслу слов, это помощь в освоении выразительных средств языка. Отработка дикции – развитие умения внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями, что очень важно в нашей речевой группе. Хочется отметить, что после литературных гостиных часто дети могут рассказать не только стихи, которые учили сами, но и те, что рассказывали другие ребята, даже со своими интонационными решениями.

Весь наш бал сопровождается музыкой. Дети сопоставляют по эмоциональному содержанию средствами выразительности музыкальные произведения с картинами художников, с текстами стихотворений и выражают свои впечатления в обсуждениях. Какие одухотворенные лица у ребят во время музыкально-ритмических движений.

Заканчивается бал красивым танцем и обсуждением: «Что сегодня вам показалось самым интересным – слушать музыку или стихи, рассматривать картины, какая запомнилась?» В это время происходит фиксация оценок, так появляются любимые произведения.

Нетрадиционное проведение таких мероприятий (в игре, в движении, с задействованием всех анализаторов) превращают занятие в удовольствие, радость.

В таких условиях ребенок развивается в ускоренном темпе (без особого труда ребенок начинает читать и узнавать русских поэтов-классиков, их творения). Развиваются психические процессы, необходимые для дальнейшего обучения в школе: память, внимание, умение анализировать, сравнивать и т. п.

Список литературы

1. Ушинский К.Д. Собр. соч. О воспитании памяти. – М., 1950.

2. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. – С.-Петербург, 1997.

3. Турбовсой Я.С. Игровое эмоционально-деятельностное обучение. – С.-Петербург, 1998.

4. Гладкова Ю. А. Приобщение дошкольников к художественной литературе. Ребенок в детском саду. № 8, 2016.

5. Кузьменкова Е. Воспитание будущего читателя / Дошкольное образование № 4, 2005.

Количество просмотров: 2591  

Добавить комментарий

1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы