Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»

 
 

Латышева Марина Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 457 г. Новосибирска

 
 
 

Попелуха Екатерина Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 457 г. Новосибирска

 

Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»

Социально-коммуникативное развитие в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) является одной составляющей из пяти образовательных областей. И играет очень важную роль в становлении личности ребенка. Усвоение норм и ценностей (моральных и нравственных), принятых в обществе; взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Все это обеспечивает вхождение ребенка в мир социальных отношений.

Задачей каждого педагога является как можно ярче и основательней подойти к решению и реализации данных целей. Нами был разработан и реализован проект «Я и мир вокруг нас», рассчитанный на три года (средняя, старшая и подготовительная группа). В структуру проекта вошли три направления: «Я», «Я и сверстники», «Я и мир вокруг», которые неразрывно связаны между собой и расширяются по мере изучения материала. Итак, подробнее остановимся на каждом.

Первое направление «Я». Главная цель в этом направлении – обратить внимание ребенка на самого себя, свои способности, научить его оценивать и ценить себя, заботиться о своем здоровье. Работа над этим направлением имеет следующие разделы: «Мое имя» (представление себя, значение своего имени, знакомство с группой, мои умения, мои поступки); «Моя семья» (презентация фотографий семьи, небольшой рассказ); «Мои эмоции» (распознавание эмоций, оценивание, мои чувства, умение избавляться от негативных эмоций). Данное направление предусматривает решение задач, которые помогут ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, научиться осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, понять, что он уникален и неповторим так же, как и другой ребенок. Для того чтобы быть успешным в своих делах и начинаниях, уметь общаться со сверстниками и взрослыми, каждый ребенок должен знать, что сейчас многое пока не удается, но все впереди, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Необходимо постоянно поддерживать индивидуально каждого ребенка в различных ситуациях – как успеха, так и неудачи, оказывать помощь и давать веру в свои силы. На основе познания себя формируется умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие.

Следующее направление «Я и сверстники». В работе по этому направлению главной целью становится научить детей распознавать чувства и эмоции других детей (и взрослых – старшая и подготовительная группы). Очень важно стремиться к тому, чтобы дети постепенно осознали, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разные настроения. Свое внутреннее отличие и схожесть от других дети познают, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания. Работа над этим направлением включает в себя разделы: «Эмоции других» (развивать умение чувствовать эмоциональные состояния других детей, сопереживать, оказывать помощь) и «Взаимодействие со сверстниками» (развивать умение бесконфликтного общения, оценивать поступки свои и других, делать выводы). Решение задач данного направления предполагает формирование коммуникативных навыков, умений устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучать детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогать понять, как легко может возникнуть ссора; распознавать причины конфликтов; обучать способам и приемам их самостоятельного разрешения.

Последнее направление «Я и мир вокруг», где главной целью становится помочь ребенку познать социальный мир и себя в нем. Работа над этим направлением включает в себя следующие разделы: «Совместная деятельность» (игровые упражнения для проработки социального опыта, сказки социального содержания, проводятся совестно с воспитателем, специалистами, родителями) и «Нормы поведения в обществе» (сюжетно-ролевые игры, отражающие определенные правила поведения в обществе, в быту, в природе). Решение задач по данному направлению предполагает воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре и быту.

Данный проект длился три года. За это время был достигнут эмоциональный комфорт для каждого ребенка, положительный эмоциональный климат в группе; сформированы положительные взаимоотношения между детьми. В совместной деятельности мы получили возможность продемонстрировать детям способы познания себя, проявления различных чувств и эмоций, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций.

Постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что впоследствии поможет ему более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Используемая литература:

1. Козлова С. А. Я – человек: программа социального развития ребенка.

2. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

3. Я–Ты–Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О. Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 168 с.

Количество просмотров: 2866  

Добавить комментарий

1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы