Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы уделяем особое внимание сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, тактильных ощущениях и т. д. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного развития всех видов деятельности малыша, формирования его способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Но, как известно, основной формой и содержанием деятельности детей является игра. Именно через игру наиболее эффективно происходит формирование сенсорных эталонов. Очень важно в течение игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Именно в этот период дети должны овладеть основными сенсорными эталонами, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Проблемой формирования сенсорных эталонов детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М. Монтессори (Ю.Фаусек, Е. Хилтунен и др.).
В ходе нашей работы по данной теме мы составили план занятий с использованием дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. За основу взяли следующие дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек»;
«Определи на ощупь»;
«Угадай, что съел?»;
«Тяжелый – легкий»;
«Теплый – холодный» и другие.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит?»;
«Найди предмет такой же формы»;
«Какая фигура лишняя»;
«Найди такой же узор»;
«Найди по описанию» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета не стало?»;
«Цветные конфетки»;
«Украсим елочку»;
«Сложи солнышко»;
«Разноцветный коврик»;
игры с мозаикой и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:
«Сравни предметы по высоте»;
«Дальше – ближе»;
«Собери пирамидку»;
«Подбери цветочки к пуговкам»;
«Строимся на зарядку» и другие.
Многие игры мы создаем своими руками, и, конечно, реализация данного направления работы не обходится без участия родителей. Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:
– консультации для родителей: «Умные пальчики»;
– изготовление игр-шнуровок и модулей с пробками;
– семинары-практикумы для родителей;
– выступление на родительских собраниях;
– в изготовлении дидактических игр;
– тематические выставки, беседы;
– оформление папок-передвижек с консультациями.
В родительском уголке оформили наглядный материал по темам: «Пальчиковые игры по формированию сенсорных представлений»; «Дидактические игры на развитие восприятия».
Нами были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы формирования сенсорных представлений ребенка в семье, провели мастер-класс «Геометрия из бросового материала».
Таким образом, данный опыт, полученный в ходе нашей работы, подтверждает тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, в развитии познавательной активности детей. Дидактическая игра – наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Количество просмотров: 2227 |
Добавить комментарий