Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы уделяем особое внимание сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, тактильных ощущениях и т. д. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного развития всех видов деятельности малыша, формирования его способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Но, как известно, основной формой и содержанием деятельности детей является игра. Именно через игру наиболее эффективно происходит формирование сенсорных эталонов. Очень важно в течение игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Именно в этот период дети должны овладеть основными сенсорными эталонами, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Проблемой формирования сенсорных эталонов детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М. Монтессори (Ю.Фаусек, Е. Хилтунен и др.).

В ходе нашей работы по данной теме мы составили план занятий с использованием дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. За основу взяли следующие дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек»;

«Определи на ощупь»;

«Угадай, что съел?»;

«Тяжелый – легкий»;

«Теплый – холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит?»;

«Найди предмет такой же формы»;

«Какая фигура лишняя»;

«Найди такой же узор»;

«Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало?»;

«Цветные конфетки»;

«Украсим елочку»;

«Сложи солнышко»;

«Разноцветный коврик»;

игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

«Сравни предметы по высоте»;

«Дальше – ближе»;

«Собери пирамидку»;

«Подбери цветочки к пуговкам»;

«Строимся на зарядку» и другие.

Многие игры мы создаем своими руками, и, конечно, реализация данного направления работы не обходится без участия родителей. Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:

– консультации для родителей: «Умные пальчики»;

– изготовление игр-шнуровок и модулей с пробками;

– семинары-практикумы для родителей;

– выступление на родительских собраниях;

– в изготовлении дидактических игр;

– тематические выставки, беседы;

– оформление папок-передвижек с консультациями.

В родительском уголке оформили наглядный материал по темам: «Пальчиковые игры по формированию сенсорных представлений»; «Дидактические игры на развитие восприятия».

Нами были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы формирования сенсорных представлений ребенка в семье, провели мастер-класс «Геометрия из бросового материала».

Таким образом, данный опыт, полученный в ходе нашей работы, подтверждает тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, в развитии познавательной активности детей. Дидактическая игра – наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Количество просмотров: 2227  

Добавить комментарий

1. Роль социокультурной среды инклюзии в дошкольной образовательной организации
2. Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ОВЗ в ДОО
3. Формирование мотивирующей личностно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении
4. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас»
5. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
6. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
7. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»
8. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
9. Цветной мир сенсорики
10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!»
11. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу»
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
13. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР
14. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста
15. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ
16. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка»
17. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
18. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников
19. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума»
20. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы