Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Круговерть»

 
 

Московкина Татьяна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 107 «Тополек»

г. Обь Новосибирской области

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности «Круговерть»

Программа «Круговерть» разработана с учетом следующих документов:

1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся».

Направленность программы: социально-коммуникативная.

Актуальность предлагаемой программы обусловлена необходимостью формирования и совершенствования у дошкольников способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки общения в семье, группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Задача воспитателя – сформировать умения и навыки у детей дошкольного возраста, необходимые для дальнейшего взаимодействия с окружающими, для адаптации в жизненных условиях.

Новизна. В программе используются такие инструменты: куб ARTBOX, магнитные планшеты, наборы дидактического материала, схемы, многоразовые мнемокарточки, мнемотаблицы для закрепления знаний обучающихся. Мнемотехника позволяет обеспечить дошкольникам запоминание знаний, полученных на занятиях, и использовать их на практике, как подсказки.

Педагогическая целесообразность программы «Круговерть» заключается в том, что позволяет создать условия для формирования различных сфер самосознания ребенка на основе своего ближайшего социального окружения и представлений о социальном мире как системе систем, в которой все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи.

Цели и задачи Программы.

Цель программы: создать условия для формирования социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством пособия «ARTBOX» и системы дидактических игр.

Задачи программы:

1. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего статуса (позиции человека с возрастом), в процессе игры.

2. Развивать представления ребенка о принадлежности к семье и ее истории, через организацию совместной деятельности.

3. Воспитывать доброжелательные отношения к семье и окружающему миру, через взаимодействия с родителями.

Младшая группа

Средняя группа

Формировать первоначальные представления о составе своей семьи, свое имя, имена близких родственников возрастных и половых различиях.

 Конкретизировать первоначальные представления о составе своей семьи, свое имя, имена близких родственников возрастных и половых различиях.

 Расширить знания детей о работе своих родителей,

семейном быте, традициях.

Имеет представление о работе своих родителей,

семейном быте, традициях.

Обучать способам проявления внимания, заботы, по отношению к близким людям, сверстникам.

Проявляет сопереживание, сочувствие, сострадание, стремление помочь, чувства любви к близким людям, сверстникам, литературным персонажам.

Обучать способам  передачи собственного эмоционального состояния;

проявлениям адекватных эмоциональных реакции в общении со сверстниками, взрослыми.

Использует в общении слова приветствия, прощания, благодарности;

социальные эмоции.

Формировать умение включаться в совместную деятельность.

Включается в совместную деятельность, проявляет стремление к оказанию помощи в различных видах деятельности.

Конкретизировать первоначальные представления

о правилах поведения.

Владеет элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье

Способствовать использованию полученной информацию в разных видах деятельности.

Использует полученную информацию в разных видах деятельности.

 

Адресат программы: дошкольники 3-5 лет.

Максимальная наполняемость группы: 12 детей.

Условия набора детей в группу: принимаются все желающие без проведения дополнительного отбора.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы: является дополнительной общеразвивающей программой ознакомительного уровня со сроком реализации – 2 года.

Форма обучения: очная.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Отличительные особенности программы. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, сюрпризных моментов, ситуации оценки, и сравнений результатов, правил, соревнований, инициативы, поиска. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через дидактические игры, разработанные к пособию ARTBOX, игровые занятия, мнемофиксации знаний на карточках.

Режим занятий

Возраст детей

Количество занятий

Продолжительность 1 занятия

В неделю

В месяц

В год

 

3-4 года (младшая группа)

4-5 лет (средняя группа)

1

4

30 (с учетом новогодних каникул)

15 минут

 

20 минут

Форма организации деятельности детей на занятии: игровые, образовательные, проблемные ситуации, соревнования.

Способы определения результативности.

Оценка образовательных результатов дошкольников не предусмотрена в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012. В связи с тем, что инструменты оценки достижений детей должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, итоговыми формами контроля реализации Программы являются зарисовки, заполненные задания, схемы, участие в конкурсах и т.п., которые могут быть использованы в дальнейшей работе. Детям по итогам их деятельности могут выдаваться грамоты, дипломы или призы с целью создания и поддержания ситуации успеха.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются творческие работы детей, итоговые занятия, участие в конкурсах и фестивалях. Оценочные материалы используются с целью оценки эффективности (диагностики) педагогического процесса, а не уровня развития дошкольника, основаны на определении уровня сформированности у дошкольника социально-коммуникативных представлений.

Диагностика педагогического процесса проводится в мае в форме создания игровых проблемных ситуаций. Определение происходит с использованием следующего диагностического инструментария: Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ сфера, 2017.

Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры):

Младшая группа:

К четырем годам ребенок:

– владеет первоначальными представлениями: знает свое имя, имена близких родственников (папы, мамы, дедушки, бабушки, сестер, братьев);

– умеет распознавать человека на картинках, фотографиях, иллюстрациях, в реальной жизни дифференцируя по возрасту и полу;

– адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола;

– различает полярные (веселый – грустный) эмоциональные состояния близких людей, сверстников;

– проявляет внимание, заботу по отношению к людям разного возраста и пола;

– использует в общении слова приветствия, прощания, благодарности;

– включается в совместную деятельность, выполняет требования к поведению в детском саду и семье.

Средняя группа:

К пяти годам ребенок:

– имеет дифференцированные представления о себе (имя, фамилия, адрес);

– о собственной половой принадлежности, о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда, отдельные аксессуары, телосложение),

– о членах семьи, различающихся по половым и возрастным признакам, об отдельных нормах и правилах поведения в семье, о доминирующих интересах родственников разного пола;

– об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий;

– различает эмоциональные состояния (веселье, грусть, страх обида, огорчение) близких взрослых и детей, проявляет адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций;

– проявляет сопереживание, сочувствие, сострадание, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам;

– о назначении помещениях, деятельности взрослых в детском саду; необходимости помощи взрослым и поддержании помещений и участка детского сада в чистоте и порядке;

– владеет первоначальными культурно-гигиеническими навыками, способами самообслуживания; элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье (здоровается, прощается, благодарит, приносит извинения, аккуратно ест, следит за своим внешним видом, замечает собственную неопрятность), во время игр (бесконфликтно распределяет игрушки, роли, не кричит, не дерется);

– использует полученную информацию о человеке в различных видах деятельности (игровая, театрализованная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, трудовая, коммуникативная).

Учебно-тематический план и календарный учебный график

Календарный учебный график:

Продолжительность учебного года:

Начало учебного года: 01 сентября

Окончание учебного года: 25 мая.

Количество учебных недель: 34.

Продолжительность каникул: зимние каникулы: 2 недели.

Летние каникулы: с 01 июня по 31 августа.

Учебно-тематический план. Младшая группа

Неделя

Месяц/ занятие

Тема занятия

Форма занятия

Место проведения

Кол-во занятий

 

Раздел «Человек среди людей»

2

Сентябрь 1

 

«Питание человека»

Дид. игра «Веселый повар»

занятие

группа

1

3

Сентябрь 2

Дид. игра «Съедобное –несъедобное»

Задания

группа

1

4

Сентябрь 3

Дид. игра «Домашние животные» физминутка

Игровые ситуации

 группа

1

 

1

Октябрь 4

«Человек среди людей»

Игровые ситуации

группа

1

2

Октябрь 5

«Мы такие разные», дид. игра «Одень Таню и Ваню»

Задания

группа

 

3

Октябрь 6

Дид. игра «Кому что нужно?»

Образовательно-игровые ситуации

группа

1

4

Октябрь 7

 Игра «Кто позвал тебя узнай»

Задания.

группа

 

 

1

Ноябрь 8

Дид. игра «Что мы любим?»

Игровая ситуация

Группа

1

2

Ноябрь 9

«Наша Таня»

стихотворение

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

3

Ноябрь 10

«Бычок» «Зайка»

стихотворение

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

4

Ноябрь 11

«Подбери картинку» дид. игра «Настроение»

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

 

1

Декабрь 12

« Что такое хорошо и что такое плохо»

Занятие

группа

1

2

Декабрь 13

Театрализ игра «Угостим Мишку чаем»

Игровая ситуация

группа

1

3

Декабрь 14

Дид. игра «Цветок радостных дел»

Игровая ситуация

группа

1

3

Январь !5

«Разное настроение»

Игровая ситуация

группа

1

4

Январь16

Куб «Настроение»

Игровая ситуация

группа

1

1

Февраль 17

Дид. игра «Цветок хорошего настроения»

Игровая ситуация

группа

1

2

Февраль 18

«Внешние различия мужчин и женщин»

занятие

группа

1

3

Февраль 19

Дид.игра «Мужчина и женщина»

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

 

2

Март 20

Игра «Модный салон»

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

Раздел «Моя семья»

3

Март 21

« С кем я живу»

поиск

группа

1

4

Март 22

Дид игра «Кто спрятался за дверью»

Игровая ситуация

группа

1

1

Апрель 23

«Забота о близких»

Игровая ситуация

группа

1

2

Апрель 24

Дид игра «Помощники в семье»

Игровая ситуация

группа

1

Раздел «Детский сад – мой второй дом»

3

Апрель 25

«Хорошо у нас в саду»

занятие

группа

1

4

Апрель 26

Дид. игра «Замочная скважина»

поиск

группа

1

1

Май 27

Речевая игра «Самые хорошие поступки»

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

2

Май 28

«Кто о нас заботится»

занятие

группа

1

4

Май 29

Дид. игра «Кому что нужно для труда»

Образовательно-игровые ситуации

группа

1

4

Май 30

«Помещение детского сада»

занятие

группа

1

Итого:

30

 

Учебно-тематический план. Средняя группа

Неделя

Месяц/ занятие

Тема занятия

Форма занятия

Место проведения

Кол-во занятий

 

Раздел «Человек среди людей»

2

Сентябрь 1

 

«Человек и его поступки»

Дид. игра «Добрые и злые герои сказок»

занятие

группа

1

3

Сентябрь 2

 «Мы растем» Дид. игра «Большие - маленькие»

Задания

группа

1

4

Сентябрь 3

 «Настоящие мальчики и девочки».

Игровые ситуации

 группа

1

1

Октябрь 4

«Разное настроение»

Игровые ситуации

группа

1

2

Октябрь 5

«Я такой», драм.игра «Наша Маша маленькая»

Задания

группа

 

3

Октябрь 6

 «Этикет»

Игровые ситуации

группа

1

4

Октябрь 7

 «Права и обязанности человека»

Занятие

группа

 

Раздел «Мужчина и женщина»

1

Ноябрь 8

 «Труд мужской и женский» Дид. игра «Кто что делает»

Игровая ситуация

Группа

1

2

Ноябрь 9

«Хочу быть похожим на папу»

 

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

3

Ноябрь 10

дид. игра «Куклы идут на работу»

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

4

Ноябрь 11

«Внешние различия мужчин и женщин»

 

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

1

Декабрь 12

« Хочу быть похожим на маму»

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

Раздел «Моя семья»

2

Декабрь 13

 «Моя семья»

занятие

группа

1

3

Декабрь 14

Дид. игра «Такие разные интересы»

Игровая ситуация

группа

1

3

Январь !5

«Этикет и взаимоотношения в семье»

Игровая ситуация

группа

1

4

Январь16

«Наша дружная семья»

Игровая ситуация

группа

1

1

Февраль 17

Дид. игра «Мы не будем сориться»

Игровая ситуация

группа

1

2

Февраль 18

 Дид игра«Во что люблю играть»

занятие

группа

1

3

Февраль 19

«Семейные праздники»

занятие

группа

1

Раздел «Детский сад- мой второй дом»

2

Март 20

Игра -  квест «Кто работает в детском саду»

поиск

группа

1

3

Март 21

«Территория детского сада»

поиск

группа

1

4

Март 22

Дид игра «Наш любимый детский сад»

Игровая ситуация

группа

1

1

Апрель 23

«Взаимоотношения между детьми» Дид. игра «Замочная скважина: хорошие и плохие поступки»

Игровая ситуация

группа

1

2

Апрель 24

Дид игра «Что мне нравиться»

Игровая ситуация

группа

1

3

Апрель 25

«Хорошо у нас в саду»

занятие

группа

1

Раздел «Родной город»

4

Апрель 26

«Мой любимый город»

занятие

группа

1

1

Май 27

«Мы заботимся о родном городе»

Образовательно-игровая ситуация

группа

1

Раздел «Родная страна»

2

Май 28

«Наша страна Россия»»

занятие

группа

1

3

Май 29

Дид. игра «Наша Родина»

Образовательно-игровые ситуации

группа

1

4

Май 30

Дид. игра «Город будущего»

Игровая ситуация

группа

1

Итого:

30

 

Работа с родителями

Младшая группа:

– оформление фотоальбомов «Мой папа», «Моя мама», «Профессии родителей», «Мой детский сад»;

– папки-передвижки;

– памятки и консультации;

– родительское собрание.

Средняя группа:

– оформление фотоальбомов «Уголки родного города», «Мой дом», «Как мы вместе отдыхаем», «Моя семья», РППС «Семейные традиции»;

– папки-передвижки;

– памятки и консультации;

– родительское собрание.

Методическое обеспечение Программы

1. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ сфера, 2017.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

3.Коломийченко Л.В., Чугаева Г. И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ Под ред. Л.В Коломийченко. – М: ТЦ Сфера, 2023.

4. Коломийченко Л.В., Чугаева Г. И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию/ Под ред. Л.В Коломийченко. – М: ТЦ Сфера, 2017.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/сост. Т.В. Калинина. Изд.4-е, перераб. – Волгоград: Учитель.

6. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет/ авт. Сост. О.Ф. Горбатенко. – Изд. 3-е, парараб. – Волгоград: Учитель.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о мальчиках и девочках. – М.: ТЦ Сфера, 2023.

Материально-техническое обеспечение. Проведение занятий с дошкольниками по программе «Круговерть» предполагает наличие в группе магнитных планшетов, магнитного куба ARTBOX, раздаточного материала, разработанных дидактических игр к пособию по заданным темам.

Информационное обеспечение (аудио, видео, фото, интернет-источники):

– аудиозаписи разминок для динамических пауз;

– видеогимнастики для глаз;

– изображения героев.

Количество просмотров: 1426  

Добавить комментарий

1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы