Историческое просвещение на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

 
 

Прошкина Виктория Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ Венгеровская СОШ № 2

Венгеровского района Новосибирской области

 

Историческое просвещение на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

«Историческое просвещение должно идти через все обучение в школе», – отметил глава Минпросвещения С. Кравцов в июне 2022 года. По мнению министра, воспитание подрастающего поколения должно становиться гарантом национальной безопасности. Задача исторического просвещения – помочь детям противостоять вызовам сегодняшнего дня, потоку фейковых новостей, роликов по дестабилизации обстановки в стране.

Историческое просвещение – это специально организованная деятельность по популяризации знаний об историческом прошлом, направленная на достижение личностных результатов, ценностных установок и противодействие фальсификациям истории России.

8 мая 2024 года Указом № 314 Президент РФ В. В. Путин утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Цель Концепции – формирование общероссийской гражданской идентичности, защита традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и популяризация исторических знаний среди обучающихся общего, среднего профессионального, высшего образования в Российской Федерации.

Основные принципы:

а) опора на научные знания и фундаментальные научные исследования, традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности;

б) понимание истории России, развивающейся по самобытному цивилизационному пути, как неотъемлемой части общемирового исторического процесса;

в) преемственность всех этапов российской истории;

г) осознание исторического единства народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого ее народа.

Историческое просвещение в основной школе включает:

 

 

Формы и методы работы по историческому просвещению:

– Чтение и обсуждение текстов;

– Прослушивание музыкальных произведений;

– Изучение картин и памятников;

– Учебно-исследовательская, проектная деятельность;

– Изучение истории жизни и подвигов героев разных эпох;

– Использование потенциала региональной истории.

Историческое просвещение в старшей школе – это механизм формирования гражданской идентичности российского школьника, воспитание подрастающего поколения, оно включает в себя различные компоненты.

 

 

  1. Важные темы исторического просвещения:

– Вклад российских ученых в мировую науку;

– Достижения отечественного искусства;

– Лидирующие позиции в экономике;

– Героические страницы нашей военной истории;

– Профессионализм и самоотверженный труд соотечественников на гражданских и военных должностях.

  1. Виды деятельности:

– Реконструкция исторических событий на основе учебного пособия и иных источников;

– Историко-библиографический проект («личность в истории», «исторический портрет»);

– Проект-дискуссия (рассмотрение «исторической проблемы» или вопроса, требующего обсуждения и анализа фактов);

– Проект по истории родного города, поселка, села, своего края, семьи.

Как учитель русского языка и литературы, большое внимание на уроке и внеурочной деятельности уделяю историческому просвещению, патриотическому воспитанию, сохранению памяти о значимых событиях истории России, сохранению памяти о защитниках Отечества и выдающихся личностях, применяя для этого все имеющиеся инструменты.

Так, использую на уроках мобильное приложение «1945».   Например, в 5 классе при изучении темы «Глагол как часть речи» на этапе закрепления позвонили с учениками на номер 1945, прослушали сводки Совинформбюро за этот день в 1945 году. Перед прослушиванием ребятам было дано задание – написать в тетрадь запомнившиеся глаголы. Обсудив сводки, начинаем работать с выписанными глаголами, определяем у них постоянные признаки (вид, спряжение).

В ночь на 28 апреля наши тяжелые бомбардировщики нанесли удары по военным объектам немцев в портах Свинемюнде и Штральзунде.

В результате бомбардировки в Свинемюнде на территории судостроительных верфей, железнодорожного узла и в порту возникло 18 пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами.

В Штральзунде бомбардировкой вызваны большие пожары.

Войска 2-го Белорусского фронта продолжали наступление. Наши части, наступающие вдоль Штеттинской гавани на северо-запад, очистили от противника лесные массивы и овладели городами Эггезин и Торгелов. Другие советские части, с боями продвигаясь вперед, вышли к городу Пазевальк — важному опорному пункту обороны немцев на реке Юкер. Гитлеровцы закрепились на подступах к городу и оказывали упорное сопротивление. Советские артиллеристы и танкисты подавили вражеские огневые точки. Захвачено у немцев 44 орудия, несколько паровозов и много железнодорожных вагонов. В одном из лагерей наши бойцы освободили военнопленных различных национальностей.

С 1 сентября 2022 года у школьников появилась новая внеурочная деятельность – «Разговоры о важном», на которой обсуждаются вопросы, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, защитой экологии, важными историческими событиями. Как учитель-словесник продолжаю тематическую нить «Разговоров о важном» на уроках русского языка и литературы. Так, тему «День единения народов России и Белоруссии. Союзное государство» продолжила на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Союзы и союзные слова». Этап закрепления построила на основе работы с текстом про Брестскую крепость и подвиг её героев.

(1) Брестская крепость. (2) Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. (3) Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость.

(4) 3десь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. (5) Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла.

(6) Не спешите. (7) Вспомните. (8) И поклонитесь.

(9) В музее вам п..кажут ..ружие которое когда(то) стреляло. С..лдатские башмаки которые кто(то) т..ропливо зашнуровывал ра(н,нн)им утром 22 июня. (10) Вам п..кажут личные вещи защитников и расскажут как сходили с ума от жажды  отдавая воду детям... (11) И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени которое пока нашли в крепости. (12 ) Но знамёна ищут.

(13) Ищут потому что крепость не сдалась и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга.

(14) Крепость не пала. (15) Крепость истекла кровью.

(16) Историки не любят л..генд но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны.

(17) На десятом, в апреле 1942 года. (18) Почти год сражался этот человек. (19) Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20) Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат.

(21) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22) Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул.

(23) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24) Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25) Она выходит на площадь где у входа в вокзал висит мраморная плита: С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.

(26) Целый день старая женщина читает эту надпись. (27) Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28) Уходит. (29) Приносит цветы. (30) И снова стоит, и снова читает. (31) Читает одно имя. (32) Семь букв: «НИКОЛАЙ».

(33) Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34) Пр..ходят и уходят п..езда дикторы об..являют  что люди не д..лжны забывать билет  гр..мит музыка  громко см..ются люди. (35) И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.

(36) Не надо ей ничего об..яснять: не так уж важно где л..жат наши сыновья.

(37) Важно только то за что они сражались.

(По Б. Л. Васильеву*)

Задание по тексту:

  1. Определите тему текста.
  2. Выпишите ключевые слова (не менее пяти).
  3. Определите основную мысль текста.
  4. Придумайте заголовок.
  5. Далее анализировали подчеркнутые предложения и определяли союзы и союзные слова, расставляя пропущенные запятые.  

В информационно-методическом письме, подготовленном ИСМО им. В. С. Леденева по поручению Минпросвещения России, «Об особенностях преподавания учебных предметов «Русский язык, «Родной (русский язык)» в 2025/2026 учебном году» в пункте «Реализация воспитательного потенциала учебных предметов» ключевым понятием является «патриотическое воспитание». Оно реализуется через привитие любви и уважения, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Язык выступает в качестве инструмента познания достижений своей Родины – России. Ее науки, искусства, боевых подвигов и трудовых достижений народа, в том числе отраженных в художественных произведениях, символов и государственных праздников, исторического и природного наследия. Таким образом, методы и приемы исторического просвещения воспитывают любовь к языку, слову.

В рамках такой деятельности на уроках провожу словарную работу с целью формирования у обучающихся таких важных понятий, как «Родина», «Отечество», «патриот», «гражданин», «преданность», «верность», «долг», «подвиг», «защитник», «труд», «служение», «созидание» и т. д.

На уроках русского языка часто использую отрывки из романа И. Шмелева «Лето Господне». Роман описывает русский уклад жизни через церковный богослужебный год, начиная с Великого Поста, и показывает семейные традиции. Анализируя изобразительно-выразительные средства предложенного отрывка, знакомимся с укладом жизни патриархальной купеческой семьи, узнаем историю дореволюционной России. Так, в 10 классе использовала отрывки из глав «Рождество», «Крещенье», «Масленица», «Вербное воскресенье», «Пасха».

Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста… и там растаял. В черном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет – «X. В.». На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени – кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди. Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых… – Ну, Христос воскресе… – нагибается ко мне радостный, милый Горкин. Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником. …сме-ртию смерть… по-пра-ав!.. Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная. И в Кремле удалось на славу. Сам Владимир Андреич Долгоруков благодарил! Василь Василич рассказывает: – Говорит – удружили. К медалям приставлю, говорит. Такая была… поддевку прожег! Митрополит даже ужасался… до чего было! Весь Кремль горел. А на Москва-реке… чисто днем!.. Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком усы и лобызаются по три раза. «Христос воскресе!..» – «Воистину воскресе…» «Со Светлым праздничком…» Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся – плотники, народ русый, маляры – посуше, порыжее… плотогоны – широкие крепыши… тяжелые землекопы-меленковцы, ловкачи каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары… Угощение на дворе. Орудует Василь Василич, в пылающей рубахе, жилетка нараспашку, – вот-вот запляшет. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, мотаются волосы там и там. У меня заболели губы… Трезвоны, перезвоны, красный-согласный звон. Пасха красная. Обедают на воле, под штабелями леса. На свежих досках обедают, под трезвон. Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки – всюду, и в луже светятся. Пасха красная! Красен и день, и звон. Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него – все волшебное. Вот – с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нем… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что, если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах, – и чудится мне, в цветах, – живое, неизъяснимо-радостное, святое… – Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко – и усыпляющий перезвон качает меня во сне.

Кроме этого, провожу письменные творческие работы. Так, в 5-6 классах пишем письма сверстникам в блокадный Ленинград.

 

 

В 8 классе, предварительно изучив письма военной поры, их стиль, язык, пишем сочинение-письмо по картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта» от лица солдата своей семье. С обучающимися 9-10 классов пишем письма участникам СВО.

 

  

 

Для изучения и понимания исторической эпохи использую инфографику – графический способ подачи информации. Например, в 10 классе при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» создаем работы на темы: «Мода в романе «Война и мир», «Жизнь в числах» (биография Л. Н. Толстого) и др.

 

 

При подборе дидактического материала к урокам отдаю предпочтение упражнениям и заданиям, которые своим содержанием воспитывают у обучающихся любовь и уважение к языку, Родине, ее природе, способствуют формированию национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому и созидательному труду на благо страны.

В. М. Шукшин сказал: «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку». Так давайте беречь и сохранять наш великий язык, без которого невозможно воспитать настоящего патриота!

Количество просмотров: 17  

Добавить комментарий

1. Историческое просвещение на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Родительский ресурс: как вовлечь семьи в программу «Орлята России» и создать сообщество единомышленников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с творчеством сибирских писателей Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Использование современных технологий в организации патриотического воспитания в условиях детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Организация патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: современные подходы и практические рекомендации ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Кубик Блума как средство патриотического развития ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Технология «Лаборатория историй»: патриотическое воспитание через развитие читательской грамотности дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Развитие межличностных и командных навыков через участие в патриотических проектах ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Сетевой проект нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников с детскими садами России «Калейдоскоп культур России» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы