Рабочая программа авторского элективного курса для учащихся 5 классов «За страницами школьного учебника словесности» (стихосложение)

 
 

Фищукова Маргарита Федоровна,

учитель литературы высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Рабочая программа авторского элективного курса для учащихся 5 классов «За страницами школьного учебника словесности» (стихосложение)

Срок реализации программы – 2014-2015 учебный год.

Количество часов по учебному плану: всего – 35 занятий, 1 час в неделю.

Программа составлена на основе учебника Носковой В.Б., Никоновой О.Б. Мастерская стиха. Учебник литературы для 5 класса в 2 частях. Екатеринбург,1996 . Учебник построен в соответствии с «Альтернативной технологией литературного образования» профессора, д. фил. н. Тюпы В.И.

1. Пояснительная записка

Авторский элективный курс по выбору «За страницами школьного учебника словесности» (стихосложение) предназначен для обучающихся 5 класса.

Цели курса:

1. Формирование у обучающихся культуры семиотической актуализации художественного текста.

2. Углубление общеобразовательных знаний, а также развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.

3. Создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения.

Задачи:

Предметные задачи:

– дать обучающимся знания об исторически сложившихся нормах построения поэтических текстов, их формально-содержательных особенностях;

– предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к литературе;

– повышать мотивацию обучаемых к освоению филологических дисциплин, к чтению художественной литературы;

– воспитывать квалифицированного читателя, формировать навыки анализа эпизода;

– обучать текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин (определять жанровые признаки стихотворного текста).

Метапредметные задачи:

1. Формирование информационной компетенции и универсальных учебных действий, таких как:

– способность чтения и понимания текста,

– умение добывать информацию из справочной литературы и интернет-ресурсов.

2. Формирование коммуникативной компетенции:

– восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней.

Задачи, формирующие личностные качества учащихся:

– самостоятельность, активность и инициативность;

– создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.

Нормативные документы: Программа курса, его содержание, способы предъявление материала составлены с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Общая характеристика: Авторский предметно-ориентированный и развивающий курс «За страницами школьного учебника словесности» (стихосложение) является составной частью образовательных областей «Литература» и «Языки» и составлен с учетом требований, предъявляемых к современной школе в ходе модернизации образования. Курс позволяет решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач.

2.1. Актуальность: Содержание курса позволяет обеспечить условия для общекультурного и личностного развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий и существенно повышать мотивацию и интерес к учению у обучаемых.

2.2. Особенности программы: Формирование культуры художественного восприятия читателя-пятиклассника начинается с постижения им закона конвенциональности как одного из основополагающих законов искусства. Особенностью содержания курса является то, что работа проводится со стихотворным текстом. Наиболее благоприятной для такой читательской установки является  освоение законов стихосложения, поскольку литературный текст при этом рассматривается как воплощение того или жанра, имеющего свои правила построения. Программа курса построена на принципах развивающего и воспитывающего обучения; его содержание соответствует возрастным особенностям и читательским интересам обучающих 5 класса, соответствует целям, задачам и содержанию программы, составленной по новым стандартам образования. Курс был апробирован в 2012-2013 и 2013-2014 гг. Преподавателями курса были созданы сопроводительные учебно-методические и дидактические материалы, позволяющие выполнять требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная программа скорректирована в 2014-2015 учебном году в соответствии с требованиями, которые предъявляются к программам новых стандартов образования.

2.3. Методы, способы и формы работы:

А) Основной метод, используемый на занятиях, – проблемно-диалогический.

Б) Формы организации обучения:

– Урок как коммуникативное событие – ведущая форма организации обучения.

– Творческая мастерская.

– Практикум.

– Защита проектных работ.

Формы работы с текстом на уроке: предварительные индивидуальные задания, выразительное чтение текста учителем, рефлексия, словарная работа, работа с заглавием, выделение смысловых частей текста (особенности композиции), сравнение текстов разных авторов, наблюдения над особенностями текста и выполнение заданий учителя, работа над стилем текста (средства художественной выразительности), выявление способов авторского отношения, тренинг по выразительному чтению, экспертирование текста, создание собственного текста.

3. Место курса в учебном плане:

Курс рассчитан на 35 часов (1 урок в неделю в течение учебного года).

4. Результаты обучения.

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– потребность в самовыражении через слово;

Средством достижения этих результатов служат художественные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять  схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат художественные тексты и методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

создавать тексты различного жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать текст;

– выразительно читать, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать, используя в своей речи художественные приёмы;

выявлять характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность произведений;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы;

вступать в диалог с другими читателями.

На повышенном уровне:

создавать собственный текст в рамках определенного жанра;

осуществлять проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты.

5. Содержание и организация элективного курса

– Занятия элективного курса позволяют использовать активные формы организации деятельности обучаемых.

– Содержание элективного курса расширяет и углубляет содержание базовых уроков литературы.

– Содержание курса и формы организации учебной деятельности должны помочь ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

– Содержание курса соответствует познавательным возможностям обучающихся, предоставляет ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований и развивает его учебную мотивацию.

6. Тематическое планирование занятий на 2014-2015 учебный год.

7. Условием эффективной реализации данной программы является оснащенность учебного кабинета дидактическими и контролирующими материалами, компьютером, проектором и интерактивной доской.

8. Требования к уровню подготовки учащихся:

• выразительно читать произведение, определять его жанровые признаки;

• отвечать на поставленный проблемный вопрос, доказывать и обосновывать свою точку зрения,

• овладеть такими понятиями, как: жанр, элегический дистих, бейт, рубаи, сонет, катрен и др.

• определять средства выразительности в поэтическом тексте: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение;

• определять размеры стихотворения;

• писать ответы на проблемный вопрос;

• создавать тексты в разных жанрах;

• делать экспертизу предложенного текста;

• работать в команде, создавать коллективный проект.

 

Литература для учителя:

1. Носкова В.Б., Никонова О.Б. Мастерсакая стиха. Учебник литературы для 6 класса в 2 частях. – Екатеринбург, 1997.

2. Олимпиадные задания по литературе, 6класс. Составитель О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006

3. Олимпиады по литературе, 6-7 классы. Составитель Мартемьянова И.К. – Волгоград: Учитель, 2005.

Количество просмотров: 12699  

Добавить комментарий

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы