Школьная театральная деятельность как пространство, организующее детское сообщество и создающее образовательную и педагогическую среду учащихся

 
 

Потапова Ольга Ивановна,

учитель физической культуры МБОУ СОШ № 210 г. Новосибирска,

обладатель ГРАН-ПРИ  номинации «Художественное чтение»

III фестиваля художественного творчества работников образования города Новосибирска 

 

Школьная театральная деятельность как пространство, организующее детское сообщество и создающее образовательную и педагогическую среду учащихся

Если бы смысл театра был только
в развлекательном зрелище,
быть может, и не стоило бы класть
в него столько труда.
Но театр есть искусство отражать жизнь.
К.С. Станиславский

Являясь руководителем театральной гостиной «Гармония», я считаю, что дополнительное образование для школьника является особой мастерской – кухней, в которой возделывается особое произведение культуры – человек.

Слово «культура» (от латинского глагола culto – возделываю) предполагает, что это не временное и не поверхностное, а то, что создается веками, создается трудом и опытом многих человеческих поколений, передается от поколения к поколению. При этом, когда мы говорим о художественно-эстетической культуре, следует иметь ввиду, что культурные, т.е. устойчивые навыки и умения, нужны не только тому, кто творит красоту, но и тому, кто её воспринимает.

Искусство – это школа, в которой мы весь свой век учимся понимать жизнь, понимать самих себя, других людей. В этой школе есть разные предметы. Каждое искусство говорит про что-то свое. И если человек что-то пропустил, он заболеет душевным дальтонизмом. Искусство в школе не углубление, а норма, и искусство во всем своем многообразии должно присутствовать в изучении любого предмета.

Еще древние греки придавали особое значение театру. Первый театр возник именно в Древней Греции и существовал как государственное учреждение, при помощи которого проповедовались определенные идеи, формировалось мировоззрение человека. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания, правил жизни.

Исходя из всего вышесказанного, главные цели моей педагогической детяельности:

– способствовать улучшению эмоционального, психического и физического здоровья ребенка;

– открыть ребенку дверь в мир искусства, сформировать диалогическую культуру;

– выстроить конструктивные взаимоотношения с окружающим миром.

Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений, развитию способностей к сопереживанию, сочувствию, миролюбивости, толерантности и гуманности.

Каждая совместная творческая работа по самой природе своей этична, иначе она разваливается. Точнее же: не разваливается в силу того, что её участники следуют выработанным нравственным обязательствам, правилам. Работа в искусстве сплачивает детей, превращает их в коллектив. Возникают взаимопомощь, ответственность за товарища, чувство плеча и поддержки. Занятия театральной деятельностью содержат и богатые возможности для формирования общеучебных навыков детей, что создает основу для целостного развития личности, ее гармонизации.

Огромное внимание я уделяю работе над стихотворной формой произведения, т.к. это одна из труднейших задач творчества. Существует целый ряд правил, без них невозможно донести смысл, мелодику, ритм произведения, и тогда исполнение стихов становится бессмысленным лепетом, хотя сам чтец, как ему кажется, наполнен эмоционально. Очень важно научить ребенка читать произведения, вникая в смысл, вслушиваясь в ритм, соблюдать логические паузы и паузы, зависящие от пунктуации, использовать всю палитру эмоциональной окраски, интонационное разнообразие и средства выразительности. Успехи моих «театралов» уже проявились в концертной деятельности школы. Умение преподнести поэтический текст отмечено и родителями, и сверстниками.

Что интересно, когда мы работали над номерами к Дню Матери и празднику 8-е Марта, дети с особым трепетом относились к исполнению своей роли, созданию образа. Это и понятно, мама ассоциируется с семьей, семья – самое дорогое, что есть у человека, и данная творческая работа является своеобразным цементирующим раствором, который сближает семью и школу, способствует взаимопониманию, а это очень важно.

Еще одна интересная форма работы – агитбригада – помогла создать мини-спектакль по правилам дорожного движения. Все мы каждый день, вольно или невольно, становимся исполнителями одной очень важной роли – роли пешехода, и от того, насколько верно мы её сыграем, зависит не только наше здоровье, но и наша жизнь. Используя в своем мини-спектакле и вокал, и хореографию, и поэтическое слово, удалось создать театрализованное представление, которое было показано всем параллелям начальной школы как пропагандирующее и агитационное мероприятие по ПДД.

Итак, средствами театрального искусства мы развиваем следующие навыки и умения:

– владение невербальными техниками общения;

– умение держать паузу;

– способность открыто выражать свои эмоции;

– умение «подать себя», владение техникой самопрезентации;

– умение вызвать интерес к учебному материалу, используя «образы»;

– умение импровизировать, способность к перевоплощению;

– умение творчески мыслить и действовать.

Выготский считал, что в процессе культурного развития у человека формируется новый неорганический функциональный орган, с помощью которого он и может осуществлять высшие психические функции – мышление, запоминание, вступление в коммуникацию и др. Эти качества являются базовыми для проектирования собственной жизни.

Занятия коллектива «Гармония», благодаря средствам искусства, прекрасно вписываются в систему педагогической и художественно-эстетической работы с учащимися МБОУ СОШ № 210.

Количество просмотров: 9299  

Добавить комментарий

1. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы