Сократовская беседа как метод развития экологического мышления учащихся

 
 

Грицман Лариса Геннадьевна,

учитель биологии МБОУ Верх-Тулинская СОШ № 14 Новосибирская область, с. Верх-Тула

 

Сократовская беседа как метод развития экологического мышления учащихся

В Концепции устойчивого развития показано, что главную роль в разрешении наметившегося глобального социоприродного конфликта могут сыграть согласованные действия по переходу человечества к устойчивому развитию: когда сбалансированно учитываются социальные и экономические интересы и экологические возможности природы по их удовлетворению. Данным документом страны мирового сообщества обозначили понимание фундаментального значения учета экологических императивов для выживания человека на Земле. Это выдвинуло на первый план проблему формирования экологической культуры как имманентного вектора всей культуры цивилизации ХХI века во всем многообразии ее элементов и пластов. Ее главный девиз – нерасточительное потребление на основе учета предельной емкости экосистем и биосферы в целом; право будущих поколений пользоваться ресурсами природы и жить в экологически здоровой окружающей среде. Стало очевидным, что в решении проблем ресурсосбережения, предотвращении негативных экологических последствий недальновидной хозяйственной деятельности, масштабных экологических аварий и катастроф, ведущую роль играет не техногенный, а личностный фактор. Фактически, речь идет о зарождении в культуре современного человечества – культуры экологического мышления и проектирования.

Формирование экологической культуры и экологического сознания учащихся на современном этапе развития общества не может происходить только через знакомство с экологическим материалом как данностью. Необходимо формировать культуру экологического мышления, выработку стратегий экологического поведения с использованием форм и методик, способствующих вовлечению учащихся в процесс самостоятельного открытия истины, на основе анализа экологических проблем, фактов современной действительности.

Одной из таких форм организации занятий по формированию экологической культуры учащихся может являться «Сократовская беседа». Данная форма организации не только развивает навыки критического мышления, но и способствует экологизации взаимоотношений учитель – ученик, ученик – ученик, поскольку новое знание и убеждение, открытие истины и её относительность формируются у учащегося через анализ конкретных фактов и явлений, в непосредственном диалоге с учителем или другими учащимися. Ниже приводится описание данной формы организации и её использование на внеклассном занятии по экологии в 7 классе. Тема занятия:«Вегетарианство человека – вред или польза природе?»

Древнегреческий философ Сократ – один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Метод Сократа основан на организации глубокомысленного диалога посредством последовательно и систематически задаваемых вопросов. Он разбивал мысль, к которой хотел подвести собеседника, на короткие отрезки и задавал к ним соотвестсвующие вопросы, подводя участника беседы либо ученика к тому или иному выводу. Сократ утверждал, что продуманные вопросы стимулируют учащихся логически выверять свои мысли и оценивать их достоверность.

Метод Сократа удобен для применения во всех возрастных группах и является полезным инструментом для учителя. Применение вопросного метода Сократа способствует развитию навыков независимого мышления у учащихся и создает у них ощущение причастности к предмету изучения. В качестве примера хотелось бы привести элемент занятия по экологии с применением «Сократовской беседы».

Сократовская беседа на внеклассном занятии по экологии по теме: «Вегетарианство человека – вред или польза природе?», 7 класс

Учитель: (выход на проблему): Человек – часть природы, а если быть более точным, человек – высшее хордовое животное, обладающее всеми животными инстинктами, сознанием и интеллектом. Имеет ли право человек, являющийся частью Царства Животные, разводить, содержать и убивать других животных ради мяса, шкур и меха, поедать яйца птиц, предназначенные природой для выведения птенцов, пить молоко, которое вырабатывается животными для вскармливания своих детенышей? Как вы думаете, есть ли на Земле такие люди, которые способны жить без всего этого?

Учащиеся: Да, это вегетарианцы.

Справка: Вегетарианцы – это люди, отказывающиеся от всех продуктов животного происхождения в питании (молоко, мясо, яйца) и в быту (мех, кожа, шерсть).

Основополагающий вопрос: Мог бы переход к всеобщему вегетарианству улучшить положение животных на Земле?

Учитель: Обсудите в группах и выработайте общее решение, как вы полагаете, справедливо ли по отношению животным?

А) Убийство животных ради мяса;

Б) Использование говяжьего, свиного жира и сливочного масла вместо оливкового и подсолнечного масел;

В) Использование животных ради получения шерсти, меха, кожи;

Г) Переход на одежду только из растительных или синтетических волокон вместо шерсти и кожи животных;

Д) Если питание людей будет связано только с растительной пищей.

Выступление групп, заполнение общей таблицы, подведение к выводу №1.

Вывод № 1: Вегетарианство людей – благо для животных.

Учитель: Действительно, многие люди из-за гуманного отношения к животным отказываются от использования продуктов животноводства. Во всем мире с каждым годом увеличивается спрос на растительную продукцию. Как вы считаете, что сейчас происходит с животными Африки в связи с тем, что в последние годы огромные площади земель ранее дикой природы теперь оказались заняты под плантации оливок, сои, арахиса, бананов?

Учащиеся: Животные вымирают из-за нехватки пищевых ресурсов либо истребляются как вредители сельскохозяйственных культур.

Учитель: Будет ли справедливым по отношению к животным:

А) Увеличение разведения растений, увеличение посевных площадей?

Б) Запрет на разведение сельскохозяйственных животных и использование химических удобрений вместо навоза и перегноя?

В) Отказ от шерсти и кожи в пользу только растительных и синтетических волокон, получаемых химическим путем?

Выступление групп, заполнение общей таблицы, подведение к выводу №2.

Вывод № 2: Вегетарианство защищает домашних, но вредит диким животным.

Учитель: В настоящее время можно часто слышать мнение диетологов о том, что необходимо заменять животные жиры на растительные (оливковое, подсолнечное масло), мясо на растительные белки (соя, фасоль, чечевица). Кроме того, такая замена выгодна и экономически. Мороженое, содержащее пальмовое масло, значительно дешевле мороженого из сливок, а колбаса, содержащая сою вместо мяса, давно стала обычным продуктом. Может ли это означать, что скоро в значительной степени улучшится существование животных на Земле?

Вывод № 3: Полный отказ от использования человеком животных продуктов в пользу растительных или искусственных приведет к экологическому дисбалансу и, следовательно, не сможет улучшить существование на животных на Земле. Необходимы другие экологически менее безопасные методы.

Обобщая результат работы применения данной методики в учебном процессе, можно отметить, что использование «Сократовской беседы» на уроках и во внеурочной деятельности по экологии положительно сказалось на характере взаимоотношений между учащимися и учителем, заметно повысилось экологическое самосознание учащихся, стал проявляться творческий интерес к предмету экологии.

Литература

1. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания общего экологического образования. Монография. Серия: «Экологическое образование в нашей новой школе». – Москва, 2011.

2. Критическое мышление – углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мьшления”. IIoc.IV. / Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

3. Основы критического мышления (междисциплинарная программа): обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос.Л./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

4. Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос. П./Сост. Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.

Количество просмотров: 10099  

Добавить комментарий

1. Здоровье как образовательный продукт. Учебная культура обучающегося
2. Культура здоровья школьников
3. Сократовская беседа как метод развития экологического мышления учащихся
4. Особенности становления самосознания старших подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества, в сравнении с подростками-делинквентами
5. Роль учителя биологии в формировании целевых и смысловых установок обучающихся по отношению к здоровью
6. Компьютерная зависимость. Как с ней бороться?
7. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников
8. Использование технологии развития критического мышления при изучении блока «экология» на уроках английского языка в шестом классе
9. Развитие группового взаимодействия и коллективного сотрудничества в процессе повышения квалификации учителей
10. Организация динамических пауз с младшими школьниками на занятиях в детском объединении «Вязание»
11. Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей
12. Скоро в школу
13. Клинико-психологические проявления в профессиональных болезнях
1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы