Развитие группового взаимодействия и коллективного сотрудничества в процессе повышения квалификации учителей

 
 

Герьянская Нина Олеговна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО

 

Развитие группового взаимодействия и коллективного сотрудничества в процессе повышения квалификации учителей

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295) ориентирована на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения.

В соответствии с ФГОС ООО в основе эффективного процесса обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность и становление личностных характеристик обучающихся. Такие характеристики, как «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» наиболее эффективно развиваются в интерактивном режиме групповой (коллективной) деятельности.

Благоприятная динамика развития учительского коллектива (группы) в процессе повышения квалификации имеет большое значение в совершенствовании профессионально-личностного здоровья учителя. В концепции образования для устойчивого развития одним из пяти принципов является формирование умения работать в команде, социальное партнерство. В исследованиях ученых рассматривается «улучшение функционирования коллектива учителей», т. е. его развитие. По мнению Л.Г. Олеха – устойчивое развитие (sustainable development) – это есть поддерживаемое развитие, включающее в себя оптимальную диалектику объективного и субъективного в социальных процессах, сотрудничество, совместное действие [8]. Потенциальные преимущества групповой работы, отмеченные в публикациях Г.М. Андреевой [2] и К. Рудестама [10], – это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. В научной литературе сказано, что в процессе группового взаимодействия происходит идентификация себя с другими и используется эмоциональная связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку учителем своих установок и поведения, на развитие его Я-концепции. Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Когда процесс самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская говорят о влиянии группового процесса на развитие таких личностных качеств, подходящих под категорию «надежность»: ответственность, уверенность в себе, самоуважение, эмоциональная устойчивость [4].

Таким образом, взаимосвязь и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики. В процессе группового взаимодействия помимо частных потребностей, присущих данной ситуации, удовлетворяются общие потребности, такие как принадлежность к обществу (группе), потребность в уважении или престиже, самораскрытии, самоактуализации. Кроме того, групповое взаимодействие создает новые потребности у обучающегося: потребность в продолжительном существовании группы, расширении своих функций или повышении своего престижа. В исследованиях Ш.А. Амонашвили отмечается, что, руководствуясь идеями сотрудничества, люди могут целенаправленно менять условия жизни, улучшать ее качество и тем самым менять самих себя – совершенствовать свою духовность, свои знания, расширять грани своих возможностей [1]. Подобное встречаем в Антологии гуманной педагогики (Селестен Френе): только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству. И далее: одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства является умение кооперироваться, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества (Т.Д. Марцинковская) [5].

Обобщая выше изложенное, следует сделать вывод: в процессе повышения квалификации должны быть созданы благоприятные условия и возможности для овладения учителем необходимых с точки зрения общества ценностями и для его самореализации, которые А.В. Мудрик назвал социальным воспитанием и подчеркнул особенности реализации гуманистического потенциала социального воспитания в коллективе [6]. По определению А.А. Реан, коллектив – это группа, сплоченная на основе общечеловеческих ценностей и обеспечивающая своим членам эмоциональное благополучие [9]. Э.М. Никитин в докладе «Модернизация системы повышения квалификации» говорит о том, что «должен быть осуществлён решительный вывод системы из режима репродуктивной псевдонаучной педагогики в интерактивный режим, подразумевающий индивидуальную работу с учительскими кадрами на основе новых информационных технологий, тренинга, проектной и исследовательской деятельности» [7]. Интерактивный режим, тренинги, проектная деятельность подразумевают совместную деятельность, сотрудничество педагогов, эффективность которых зависит от грамотной организации работы коллектива.

Таким образом, одним из важнейших условий совершенствования процесса повышения квалификации учителей является организация эффективного группового сотрудничества учителей, в результате которого наблюдаем благоприятные изменения на личностном, профессиональном, духовном и социальном уровне, которые активизируются в групповом взаимодействии. Основные интерактивные подходы в образовательном процессе учреждений системы дополнительного профессионального образования можно обозначить следующим образом:

– Совершенствование групповых форм обучения, благоприятствующих процессу сотрудничества учителей и развитию социально-психологических аспектов здоровья;

– Опора в образовательном процессе на профессиональный и жизненный опыт учителя, используя фасилитаторский стиль «вдумчивого руководства работой учителя»;

– Направленность на развитие таких профессионально значимых качеств, как эмоциональная устойчивость, ассертивность, флексибельность, способность к рефлексии, интернальный локус контроля, самосознание.

На кафедре Охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в тренингах критического мышления, формирования навыков саморегуляции в стрессовых ситуациях и др. в процессе реализации образовательных программ, в том числе: «Интерактивные технологии формирования культуры здорового и безопасного образа жизни при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» используются интерактивные технологии группового взаимодействия и коллективного сотрудничества.

Оценка эффективности деятельности по развитию группового взаимодействия, коллективного сотрудничества учителей в процессе повышения квалификации проводилась по результатам рефлексии. Учителя в конце каждого дня подводили итог своей деятельности, делали вывод о собственном отношении к процессу и результату деятельности. Около 98% учителей группы по результатам выходного анкетирования указывают на удовлетворенность содержательной и технологической составляющими курсовой подготовки, отмечают благоприятный микроклимат в коллективе, взаимоподдержку, хорошее самочувствие, творческий подъем и заявляют о готовности продолжать работать в системе интерактивного образования.

Из отзывов участников курсовой подготовки: «благоприятный микроклимат в коллективе, ощущение единения и защищенности; часто бываю на учебе, но впервые почувствовала неформальное отношение на этих курсах; с первого дня образовался дружный коллектив, чувствуется взаимоподдержка; большое спасибо, смогла понять себя, проговорила свои проблемы и нашла пути решения; нисколько не устала к концу дня, даже, наооборот, полна сил; поняла, что могу изменить в своей профессиональной деятельности; буду чаще использовать интерактивные методы в своей работе; получила опыт поведения в сложных жизненных ситуациях; если бы поддержал коллектив, «мы теперь горы свернем!»; утром хочется идти на занятия; спасибо всем, нашла новых друзей; самочувствие хорошее, день пролетел незаметно, образовался дружный коллектив; много бывала на курсах, но здесь чувствовала творческий подъем и практическую ценность».

Литература

1. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 144с. - ISBN 5-89147-0209.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

3. Богданов, А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука [Текст] / А.А Богданов – М.:1989. Кн. 2 – 255с.

4. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты [Текст] / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 1991. – 138 с.

5. Марцинковская, Т. Д. Психология развития [Текст] / Т. Д Марцинковская [и др.]. – М. : Академия, 2001. – 352 с.

6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2000. – 260с.

7. Никитин, Э. М. Роль ПНПО в инновационном развитии системы повышения квалификации педагогических кадров. Первые итоги реализации Приоритетного национального проекта в области образования / Э. М. Никитин, В. А. Сологуб, Н. Н. Крючкова. – М. : АПКиПРО, 2006.

8. Олех, Л.Г. Проблемы переходности. Россия в мире [Текст] / Л.Г. Олех. – Новосибирск: СибУПК, 2000. – 292с.

9. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Издательство Питер, 1999. – 416 с.

10. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы : теория и практика [Текст] / пер. с англ., общ. ред. и вступ. статья Л. А. Петровской. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.

11. Чоросова, О. М. Анкета выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов [Текст] / О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова // Практика адм. работы в шк. : журнал. – М. : Сентябрь. – 2006. – № 4. – C. 55 – 57.

Количество просмотров: 7205  

Добавить комментарий

1. Здоровье как образовательный продукт. Учебная культура обучающегося
2. Культура здоровья школьников
3. Сократовская беседа как метод развития экологического мышления учащихся
4. Особенности становления самосознания старших подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества, в сравнении с подростками-делинквентами
5. Роль учителя биологии в формировании целевых и смысловых установок обучающихся по отношению к здоровью
6. Компьютерная зависимость. Как с ней бороться?
7. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников
8. Использование технологии развития критического мышления при изучении блока «экология» на уроках английского языка в шестом классе
9. Развитие группового взаимодействия и коллективного сотрудничества в процессе повышения квалификации учителей
10. Организация динамических пауз с младшими школьниками на занятиях в детском объединении «Вязание»
11. Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей
12. Скоро в школу
13. Клинико-психологические проявления в профессиональных болезнях
1. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы