Культура здоровья школьников

 
 

Склянова Нина Александровна,

доктор медицинских наук, профессор,
директор ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска

 
 
 

Лейтан Елена Брониславовна,

кандидат медицинских наук, доцент,
заведующая лабораторией кинезиотерапии
ГЦОЗ «Магистр» г. Новосибирска

 

Культура здоровья школьников

Мы убеждены, что каждый человек является инициатором собственного поведения в отношении культуры здоровья, и эти процессы носят глубоко субъективный характер. Следует помнить, что культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры человечества.

Наша концепция основана на формировании основ здорового образа жизни и понимания культуры сохранения здоровья человека путем ведения активного образа жизни и получения от нее позитивных эмоций.

Цели и задачи, которые ставит перед собой ГЦОиЗ «Магистр»:

– Формирование целостного представления о здоровье.

– Умение вести здоровый образ жизни.

– Научить каждого участника образовательного процесса распознавать ресурсы своего организма.

– Обучение основам психофизической саморегуляции и самоконтроля.

Моральное состояние человека, его душевное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне – это основа культуры здоровья. Конечно, не все в этом плане зависит от самого человека. Мы не можем в значительной степени отвечать за окружающую среду, за экономическое состояние государства и другие проблемы, которые впоследствии отражаются на душевном состоянии. Однако, каждый человек в состоянии сделать свой вклад в это дело. Например, не сорить на улицах, в парках на природе, не курить, экономить воду и т.д.

Что касается физического здоровья, то государственная политика в первую очередь нацелена на предотвращение развития болезней, лишь малая часть отведена их профилактике. Именно поэтому человек должен научиться предупреждать возникновение заболеваний самостоятельно. Необходимо обязательно отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, переедание и т.д.), а также поддерживать нормальное артериальное давление, регулярно выполнять физические упражнения, своевременно посещать профилактические осмотры и делать прививки от инфекционных болезней. Следует напомнить, что практически все образовательные учреждения занимаются профилактикой многих патологий, присущих школьному возрасту.

Каждый человек должен приучить себя регулярно проходить профилактические осмотры. Мировая и российская практика доказывает, что раннее выявление болезни обеспечивает более успешное лечение. Не забывайте, что крепкое здоровье – не только результат здорового образа жизни, но и своевременное обнаружение проблем. Здоровый образ жизни – это основа профилактики заболеваний. Следует следить за своим здоровьем, ведь это самая основная ценность человека.

Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители не обращают внимание на эту проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия – это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Дети дома и в школе значительную часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% – имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% – повышение артериального давления и т.д.

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Специалистам необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника индивидуализации здорового образа жизни. Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физической культуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, встраивание всех детей в рамки единых требований без учета предела их физических возможностей наносит колоссальный ущерб развитию личности школьника, дисгармонирует ее. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или избегание занятиями физической культурой. Зайдите в спортивные залы, посмотрите,сколько детей сидят на лавочках, «случайно» забыв спортивную форму. Ребенок падает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований (кроссы, «веселые старты» и т.д.), в которых из-за слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Помочь такому школьнику необходимо учителю физической культуры, родителям, психологу, классному руководителю. Перед ними стоит задача научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально-психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появилось желание заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья. Следует признать, что родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни, не занимаются спортом, имеют вредные привычки, не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того, чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи или коньки.

В заключении следует отметить, что в образовательных учреждениях физическое воспитание школьников сводится лишь к развитию физических кондиций учащихся (ловкости, силы, гибкости и т.д.) и компенсации недостаточной двигательной активности. Третий урок физической культуры, спортивные секции не создают предпосылок для формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и ведению здорового образа жизни как нормы, так как школьник исключен из этого процесса как субъект деятельности. Мы убеждены, что человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья, поэтому педагог-наставник и должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья.

Литература

1. Голиков Н. Школа здоровья. – Тюмень: Вектор Бук, 2013 – 260 с.

2. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях// Образование и наука, 2014, № 1.

3. Янсон Ю.А. Оздоровительные модели физического воспитания школьников. Теория и практика физической культуры, 2000, № 2.

Количество просмотров: 12419  

Добавить комментарий

1. Здоровье как образовательный продукт. Учебная культура обучающегося
2. Культура здоровья школьников
3. Сократовская беседа как метод развития экологического мышления учащихся
4. Особенности становления самосознания старших подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества, в сравнении с подростками-делинквентами
5. Роль учителя биологии в формировании целевых и смысловых установок обучающихся по отношению к здоровью
6. Компьютерная зависимость. Как с ней бороться?
7. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников
8. Использование технологии развития критического мышления при изучении блока «экология» на уроках английского языка в шестом классе
9. Развитие группового взаимодействия и коллективного сотрудничества в процессе повышения квалификации учителей
10. Организация динамических пауз с младшими школьниками на занятиях в детском объединении «Вязание»
11. Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей
12. Скоро в школу
13. Клинико-психологические проявления в профессиональных болезнях
1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы