Скоро в школу

 
 

Нифонтова Татьяна Валерьевна,

учитель-логопед МБОУ СОШ № 82 г. Новосибирска

 

Скоро в школу

В жизни ребёнка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг её не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьёзное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребёнка.

Он должен привыкнуть:

– к новому взрослому,

– к коллективу,

– к новым требованиям,

– к повседневным школьным обязанностям.

Может быть, у кого-то и возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: «Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то ещё не поздно наверстать, впереди ещё несколько месяцев». Пока я буду раскрывать содержание некоторых компонентов готовности ребёнка к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребёнку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание.

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, если ребёнок знает цифры и названия букв и немного пишет их, то это означает, что он готов к школе. Но помимо цифр и букв есть нечто важное, что подчас упускают родители – это устная речь ребёнка.

Речь ребёнка имеет огромное значение для успешного обучения в школе. Ведь именно от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас. Словарный запас шестилеток, хорошо владеющий речью, более 3 тысяч слов. Но чтобы ребёнок овладел таким словарным запасом, следует систематически расширять тот запас слов, которым он владеет. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книжку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся слова.

Иногда мамы недоумевают: «Я так много читала ему, рассказывала стихи, учила, объясняла, так много разговаривала с ним, но результата нет, он сам не может описать самую простую картинку, ни о чём рассказать не может». Не удивительно, ведь это мама рассказывала, говорила, объясняла, а не ребёнок.

Для того чтобы ребёнок научился хорошо говорить, у него должен быть стимул для разговора (это может быть ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать, друг, которому всё интересно, сестра или брат, с нетерпением ожидающие рассказа и т.п.) Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребёнка, тем больше поводов для разговора. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда должен дать возможность ребёнку выговориться. Взрослым нужно научиться слушать: не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Ребёнка легко сбить, отвлечь внимание.

Ребёнок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит небрежную, нечёткую, чересчур громкую и интонационную речь, то будет говорить так же. Если окружающие говорят чётко, спокойно, то ребёнок будет говорить в соответствии с этими образцами.

Не думайте, что случайно вылетевшее мало литературное междометие пройдёт мимо внимания вашего малыша или он не обратит внимания на раздражение в голосе. Всё это проявится при первом же удобном случае.

Нужно специально учить ребёнка составлять сюжетный рассказ по картинке, озаглавить рассказ, картинку. При этом следует объяснить, как составляется рассказ, как подбираются синонимы, как можно образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные). Можно начинать предложение, а ребёнок будет сам заканчивать, подбирая разные варианты. Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные) слова, попросите ребёнка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слёзы лил?»). Внимательно рассмотрите картинки, опишите всё, что нарисовано (пусть это делает сам ребёнок, а вы подсказывайте). А потом можно эту сказку нарисовать, разыграть, можно, рассматривая рисунок, выбрать слова с определёнными звуками и т. д. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической (продолжительность занятий, если вы занимаетесь не «между делом», не более 15 минут).

Иногда в речи 6-их детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, поправив ребёнка и повторив правильное слово, выражение, спокойным тоном, ровным голосом. Можно поиграть в словесную игру – намеренно исковеркав фразу («В лесу гриб растут», «Дети гуляла около дома», «Шишки большая на ёлке растёт») и вместе с ребёнком разобрать, как нужно произносить слова. Это поможет зафиксировать его внимание на грамматическом строении речи.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (жёлтый мяч, жёлтая футболка), управление (вышел из дома, рассказал о друге). Перед школой ребёнок должен чётко разбираться в пространственных значениях «право – лево», «вчера – сегодня». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребёнка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения.

Чтобы ребёнок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой.… А если развернуться в другую сторону?

Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома – ….(крыша) и т.д.

Такие игры в слова, как: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи», «вспомни слова с противоположными значениями» (день – ночь, холодный – горячий и т.п.), могут скрасить долгий путь, ожидание в очереди или нежеланную прогулку. Играя с ребёнком в эту игру, мама может помыть посуду и гладить бельё (это не лучший вариант, но всё же выход). Так что совет постоянно общаться с ребёнком по-прежнему актуален. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т.д. всё это поможет вашему малышу активно пополнять словарный запас. Если ребёнок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объёма и массы. Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребёнка. Попросите ребёнка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку чёрного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Это развивает коммуникативные функции.

Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребёнка подбирать слова с определённым звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составлять слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа ба-па-ба, та-да-та, вы-вы-фы и др.

Чувство ритма (ребёнок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребёнок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т. п.

Состояние звукопроизношения. Ребёнок к шести годам должен выговаривать все звуки. Однако, в силу разных причин – индивидуальных, социальных особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией. Но необходимо устранить все недостатки звукопроизношения ещё до начала обучения в школе. И не теряйте время! Иначе эти дефекты закрепятся, и ребёнок будет писать их так, как слышит. В итоге – неизбежные ошибки в письме. Ведь полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому прислушивайтесь, правильно ли говорит ваш малыш. Главное не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться к специалисту – логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения – сложный, длительный процесс.

Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придётся несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.

Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж, пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы.

1. Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку – пусть ребёнок копается там, отыскивая машинку или пупсика, и развивает таким образом – тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребёнок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.

2. Насыпьте в одну коробочку горох, а в другую – фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребёнка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движения.

Если ребёнок читает:

– чтение должно быть плавное, послоговое, ребёнок понимает прочитанное;

– при письме печатными буквами нет зеркально написанных букв.

Чтобы у ребёнка была красивая, грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающимися занятиями для головы и совсем забываем про тело.

А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус – всё это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма – фундамент фонетики.

В стремлении помочь своему ребёнку родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступлению во взрослую жизнь. И забывается простая истина: что в ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш с выражением крайней серьёзности на своей ещё совсем недавно такой беспечной мордашке отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС!

Впереди не только радости, но и серьёзные проблемы и испытания, для преодоления которых вам потребуется немало сил и душевных и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает Вас. Будьте счастливы, будьте терпеливы и уверенны в том, что ваш малыш замечательный, умный, красивый, а главное любимый!

Успехов Вам и Вашему будущему первоклашке!

Количество просмотров: 8030  

Добавить комментарий

1. Здоровье как образовательный продукт. Учебная культура обучающегося
2. Культура здоровья школьников
3. Сократовская беседа как метод развития экологического мышления учащихся
4. Особенности становления самосознания старших подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества, в сравнении с подростками-делинквентами
5. Роль учителя биологии в формировании целевых и смысловых установок обучающихся по отношению к здоровью
6. Компьютерная зависимость. Как с ней бороться?
7. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников
8. Использование технологии развития критического мышления при изучении блока «экология» на уроках английского языка в шестом классе
9. Развитие группового взаимодействия и коллективного сотрудничества в процессе повышения квалификации учителей
10. Организация динамических пауз с младшими школьниками на занятиях в детском объединении «Вязание»
11. Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей
12. Скоро в школу
13. Клинико-психологические проявления в профессиональных болезнях
1. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы