Параметры музейного хранения: актуальные решения в школьных музеях

 
 

Левченко Наталья Ивановна,

заведующая Городским Центром истории Новосибирской книги

 

Параметры музейного хранения: актуальные решения в школьных музеях

Памятники мировой истории и культуры являются важнейшей частью общего наследия человечества.

Памятники истории и культуры России составляют также неотъемлемую часть мирового культурного наследия. Они свидетельствуют об огромном вкладе народов нашего государства в развитие мировой цивилизации.

Основную заботу о сохранности этих ценностей, использовании их в интересах нынешних и будущих поколений должно нести государство, но не меньшее значение в охране памятников истории и культуры имеет и участие в этом общественных организаций и всех граждан страны.

К сожалению, в наше время ценнейшие культурные памятники уничтожаются в период военных конфликтов, природных катаклизмов. За последние годы свыше 100 000 шедевров мирового искусства похищены.

Частью международного культурного общения является и сотрудничество в области охраны памятников.

Международные организации, которые занимаются вопросами и проблемами сохранности культурных ценностей, это:

1. ЮНЕСКО – организация по вопросам образования, науки и культуры. Членами этой организации являются – 165 стран. Основные принципы международного культурного сотрудничества сформулированы в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой 4 ноября 1966 года.

«Каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять».

2. ИКОМОС – Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест. В эту организацию входят – административные органы, научные учреждения, специалисты в области архитектуры, истории, искусстве.

Учредительный конгресс состоялся в июле 1965 года в Польше. В состав ИКОМОС входят действительные члены (по 15 – от каждой страны), члены корреспонденты и почетные члены.

3. ИКОМ – Международный совет музеев. Он создан в ноябре 1946 года. Штаб-квартира его находится в Париже. Всего в его состав входят более 15 000 членов из более 80 стран. Россия вошла в состав в 1957 г.

Среди коллективных членов ИКОМ от РФ – Эрмитаж, Третьяковская галерея, музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Литературный музей, музей Революции, Исторический музей и ряд других музеев.

Заседания проводятся 1 раз в три года. Исполнительный комитет – 3 раза в год, в его составе – 10 человек, в том числе из России – 4.

ИКОМОС и ИКОМ – являются консультативными центрами категории.

В настоящее время музей является культурно-образовательным центром, в котором посетитель воспринимается как равноправный собеседник, партнер, а сам музей является местом диалога культур. Музей должен активно включаться в жизнь общества, формировать его культурную среду, а не быть пассивным отражением культуры.

Актуальны мысли русского философа Н.Ф. Федорова о значении и роли музеев в жизни общества, сказанные в конце ХIХ века: «Нынешний идеальный музей может быть назван книгою, библиотекою, иллюстрированный картинными и скульптурными галереями и вообще всеми вещественными произведениями… А главное – музей будет действовать душеобразовательно».

В законодательных документах: музей – научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов.

Специфической особенностью музея, чем он и отличается от других учреждений культуры, является «музейный предмет». Именно музейный предмет, который содержит уникальную, социально значимую информацию, является документальным подтверждением определенных явлений и процессов в общественной жизни и природе и может быть источником эмоционального воздействия на человека, могут оказать глубокое воздействие на мировоззрение человека и его жизненную позицию. Именно это происходит с посетителем музейных экспозиций.

Но, к сожалению, во многих музеях утрачено гармоническое равновесие между работами, связанными с эксплуатацией музейных предметов и работами по учету и хранению музейных коллекций.

Экспозиционер стремится к максимальному использованию музейного собрания, а хранитель фондов считает, что музейный предмет должен как можно реже покидать хранилище. Потому что так будет обеспечена его максимальная сохранность.

Нужно помнить, что из всех музейных функций (комплектование, изучение, хранение, использование) именно хранение и сохранность предметов культуры и истории является наиважнейшей. Именно, оно определяет сущность музея.

Мне хотелось бы познакомить читателей с некоторыми особенностями хранения и учета бумажных носителей в музейных собраниях.

Архивный фонд – это совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой. В музейной практике – это документальный фонд учреждения или лица, имеющий историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, принятый на постоянное (бессрочное) хранение либо сформированный в музее.

Архивные фонды личного происхождения подразделяются на личные (персональные), семейные и родовые:

личный фонд состоит из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности отдельного лица. В состав личного фонда, кроме документов личного происхождения, могут быть включены более поздние документы об этом лице, дающие возможность с наибольшей полнотой охарактеризовать его жизнь и деятельность. В музейной практике личные фонды выдающихся деятелей принято называть персональными фондами;

семейный фонд состоит из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности представителей не более трех поколений одной семьи;

родовой фонд состоит из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности представителей более трех поколений одного рода.

Хранение предметов основного фонда. Общие правила хранения

Организация хранения фондов музея имеет целью обеспечить их сохранность (как в фондохранилище, так и на экспозиции) от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создание условий для использования коллекций в работе музея.

Помещение музея должно быть изолировано от жилья, снабжено противопожарным инвентарем и оборудованием. Требуется постоянное наблюдение за состоянием электросети.

Для предупреждения хищений помещения музея в нерабочее время запираются и опечатываются. Окна музея на первом этаже снабжаются железными решетками.

Для хранения не находящихся в экспозиции предметов выделяется отдельное помещение – фондохранилище. Доступ в фондохранилище строго ограничен и разрешается только в присутствии ответственного за музей лица.

Если фонды музея не велики, то они могут храниться в рабочем помещении в сейфах или шкафах, закрывающихся на ключ.

Хранение музейных экспонатов требует определенной температуры и влажности воздуха. Несоблюдение правил температурно-влажностного режима является причинами разрушения предметов.

В помещении фондохранилища и экспозиционных залах должна поддерживаться температура воздуха в пределах + 18 С°. Относительная влажность воздуха допускается в пределах 55% +, – 5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, 50-65 %.

В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня (кроме мрамора, известняка), керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности.

В помещениях с пониженной влажностью целесообразно хранить металл (кроме олова), стекло, гипс.

При пониженной влажности воздуха (ниже 50%) происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т. д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно при этом подвергаются разрушению предметы фанерованной и инкрустированной мебели, наборная кость, живопись, скульптура, деревянная резьба, покрытые грунтом и красочным слоем.

В случае чрезмерной сухости воздуха в помещениях можно пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, размешенных вблизи отопления.

Регулировать влажность воздуха можно и путем проветривания помещений. Осеннее проветривание возможно только в теплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутренних помещений.

Для защиты предметов от действия естественного света все окна в экспозиционных залах и фондохранилище должны быть снабжены шторами для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.

Фонды музея необходимо защищать не только от воздействия пыли, но и различных вредителей. Особенно это касается предметов органического происхождения: тканей, бумаги, дерева, кожи и т. п.

Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов на открытом воздухе и удаление с них пыли, способствующей размножению вредителей.

Для правильной организации хранения фондов большое значение имеет оборудование фондохранилищ. Наиболее доступным видом оборудования являются стеллажи или полки, на которых можно хранить крупногабаритные предметы, не боящиеся света, но, по возможности, закрытых занавесками. Для хранения тканей, графики, книг, документов используются шкафы с выдвижными полками или ящиками. Для хранения мелких объемных предметов применяются коробки соответствующих размеров.

Все предметы в фондохранилище необходимо распределить на группы: по материалу, например, металл, дерево, керамика, ткань, пластмасса и т. п. На каждую полку стеллажа или шкафа прикрепляется топографическая опись с указанием учетных номеров и наименований хранящихся на них предметов.

Правила хранения предметов разных групп различны: рукописные и печатные материалы хранятся в папках не подшитыми, не более 100 листов в каждой, желательно в порядке учетных номеров.

Документы с нестойкой краской должны быть проложены листами чистой бумаги.

Фотографии, если они составляют единый тематический комплекс с документами, хранятся вместе с ним, но вкладываются в отдельные конверты. Остальные фотографии нужно помещать в конверты и хранить в коробках или выдвижных ящиках в вертикальном положении.

Негативы заворачиваются в мягкую бумагу, вкладываются в черные конверты и хранятся в вертикальном положении в коробках. На конверты наклеиваются контрольные отпечатки.

Рисунки, гравюры, литографии, акварели и другие художественные произведения на бумажной основе хранятся в папках. Они вкладываются в паспарту из тонкого белого картона или прокладываются мягкой белой бумагой. Живопись развешивается на стенах.

Материалы на бумажной основе складывать стопкой их перегибать нельзя, т. к. они могут разрушиться от собственной тяжести.

На папках и конвертах проставляются учетные номера, хранящихся в них материалов. В папки вкладываются описи.

Монеты и медали хранятся в бумажных конвертах, которые в свою очередь вкладываются в коробки.

Хранение предметов основного фонда в экспозиции

Комната или зал должны располагаться в теневой стороне здания так, чтобы солнечные лучи в неё не попадали. Окна обязательно должны быть зашторены, лучше двойными (лёгкими светлыми и тёмными) шторами.

Витрины и стенды с экспонатами в экспозиционных залах нельзя располагать вблизи отопительных систем. Для предохранения экспонатов от воздействия света (выгорания и нагревания) экспозицию размещают на местах, не освещаемых прямыми лучами солнца.

Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, фотоматериалов, тканей, графики, акварели, зоологические и ботанические коллекции и др.) применяются шторы и занавеси из плотного материала на витринах и стендах.

Лампы дневного света и различные подсветы для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал от зрителя и на определённом удалении от экспоната, чтобы избежать его перегрева.

В помещении должна быть постоянная комнатная температура без каких-либо резких колебаний. В сухом помещении ставят увлажнители: емкости с водой. Цветы исключаются из экспозиций живописи, акварели и графики.

Для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводить влажную уборку помещения. Нельзя проводить ремонт, покраску, столярные и другие работы в зале действующей экспозиции.

Необходимо соблюдать правила по предотвращению распространения бытовых насекомых. Санэпидемстанцию можно приглашать только после консультации с сотрудниками государственного музея, чтобы не допустить порчи музейных предметов химическими реактивами.

Общепринятой нормой считается размещение 7-8 экспонатов на одном квадратном метре.

При оформлении и монтаже экспонатов – подлинных документов, фотографий, произведений живописи, графики запрещается наклеивать сплошь на картон, подгибать, монтировать на не застекленных стендах, расшивать альбомы и изымать из них листы.

Запрещается крепление предметов гвоздями, булавками, кнопками. Помимо механических повреждений (разрыв ткани, бумаги, трещины на дереве) они приводят к появлению ржавчины.

На стендах документы, фотографии, рисунки монтируются с помощью «лапок». В связи с этим предмет сначала прикрепляется к картону, размер которого несколько меньше его размера.

Крепление делается при помощи двух-трех «лапок» – полосок белой бумаги размером 1х4 см. Они прикрепляются к паспарту или картонной подложке.

Количество просмотров: 14586  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы