Урок русского языка по теме «Употребление в речи и правописание сложных слов»
Автор: Богданова Елена Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 15».
Класс: 3.
Тема урока: Употребление в речи и правописание сложных слов.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель:
– развитие умений правильного написания сложных слов, объяснять и графически обозначать орфограммы; путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова.
Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Материально-техническое обеспечение: учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. 1-я часть); презентация к уроку; интерактивная доска, компьютер.
Формируемые на уроке универсальные учебные действия (УУД) в конспекте обозначены цветом:
синим – познавательные УУД;
жёлтым – регулятивные УУД;
зелёным – коммуникативные УУД;
красным – личностные УУД.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Ι. Организацион-ный момент.
II. Штриховка, минутка чистописания. 1
II. Формулиро-вание темы урока на основе ключевых слов. Работа в группах. 1, 2, 4, 5 1, 3 1, 2, 4
Физминутка для глаз.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений. 3
Проблемная ситуация. 2, 3
Интеграция с предметом: окружающий мир.
Физминутка с использованием музыки. Работа по учебнику. 3, 5
Чтение сказок о сложных словах. 3, 3
V. Итог урока. 1, 3, 4, 5 2, 2
Штриховка. Рефлексия. 1, 2 Самооценка. 5, 6, 7 |
– Доброе утро! Посмотрите друг на друга и подарите другу улыбку. Сегодня на уроке у вас всё получится.
– С какой работы мы начинаем урок русского языка? – На выданных листах найдите первую букву, выполните штриховку, тем цветом (зелёным, жёлтым, красным), какое у вас настроение на начало урока? Поднимите вверх и покажите. – Что вы можете сказать об этих буквах?
– В минутке чистописания мы напишем это слово - соединительные. Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число, «классная работа» и это сложное для написания слово «соединительные».
– Соединительные гласные – это первое сочетание слов, которое будет ключевым нашей сегодняшней темы. Посоветуйтесь в группах и назовите остальные основные понятия.
– А теперь давайте проверим, все ли ключевые понятия перечислены (проверяют по слайду)? – Используя ключевые слова, назовите над чем мы будем сегодня на уроке работать? – Да, сегодня мы будем работать со сложными словами, а, именно, над их написанием. – Чтобы приступить к дальнейшей работе, выполним физминутку для глаз.
– Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? На слайде: Нос образ Муравь носец Брон ед Дик тел Чист бой Звер рог – Выполняем задание в тетрадях. Диктуем слово орфографически проговаривая, выделяем корни и орфограммы. - Какой вывод можно сделать?
– Что ещё можете сказать об этих словах? – Почему эти животные и растения получили свои названия? – Что ещё вы можете сказать о животных?
– А теперь отправимся в лес и выполним физминутку.
– Тихо сели. Продолжаем работу. Откройте учебник на с. 113, найдите упр. 139. Прочитайте задание, как должны действовать?
– А теперь послушаем ваши сказки о сложных словах.
– Вспомните ключевые понятия нашего урока, нужно ли их дополнить? – Подведите итог урока с помощью начала фраз: Я узнал… Я удивился… Я задумался… Я повторил… Я научился… Я запомнил… – Выполните штриховку второй буквы, покажите с помощью цвета, какое у вас настроение сейчас. – Кто сегодня получил отметку в дневник? За что? – Молодцы! Спасибо за работу! |
– Со штриховки.
Дети выполняют штриховку.
– «о», «е» – гласные буквы и являются соединительными гласными в сложных словах. Дети выполняют задание.
Дети собираются группами и формулируют остальные понятия этой темы. 1. Соединительные гласные (о, е). 2. Сложные слова. 3. Два корня. 4. Твёрдая и мягкая согласные перед соединительными гласными. Дети высказывают свои предположения. – Со сложными словами, с выбором написания соединительных гласных…
Дети следят за Искоркой глазами.
– Составить сложные слова, используя эти части.
Дети по очереди диктуют, выполняют задания. Носорог, муравьед, броненосец, дикобраз, чистотел, зверобой. – Не во всех сложных словах корни может соединять соединительная гласная, например, муравьед, дикобраз. – Эти слова можно объединить в группы: животные и растения. Дети высказывают свои предположения. – Это редкие животные, и поэтому они занесены в «Красную книгу». Дети читают слова физминутки и выполняют движения.
Открывают учебники, читают задание. – Определить общий признак у слов каждой группы и исключаем «лишнее». 1. Поговорка – состоит из одного корня. 2. Самолёт. Т.к. остальные слова являются однокоренными. 3. Проводник – состоит из одного корня. Читают сказки «Носорог», «Паровоз», «Звездолёт».
– Да, сложные слова без соединительных гласных. Дети высказывают своё мнение.
Выполняют штриховку.
Выставляют себе отметку и обосновывают её. |
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию, представленную в разных формах; 2) представлять информацию в виде плана; 3) осуществлять анализ и синтез; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) строить рассуждения. Регулятивные УУД: 1) самостоятельно формулировать тему урока; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) составлять план решения проблемы; 4) работать по плану; 5) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки; 6) соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; 7) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) высказывать и обосновывать свою точку зрения; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные результаты: 1) развиваем умения осознавать и определять свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем интерес к изучению языка.
ТООУ |
|
Приложение. Презентация урока русского языка в 3 классе «Употребление в речи и правописание сложных слов»
Количество просмотров: 8920 |
Добавить комментарий