Урок русского языка по теме «Употребление в речи и правописание сложных слов»

 
 

Богданова Елена Александровна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 15» г. Новосибирска

 

Урок русского языка по теме «Употребление в речи и правописание сложных слов»

Автор: Богданова Елена Александровна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 15».

Класс: 3.

Тема урока: Употребление в речи и правописание сложных слов.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель:

развитие умений правильного написания сложных слов, объяснять и графически обозначать орфограммы; путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова.

Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Материально-техническое обеспечение: учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. 1-я часть); презентация к уроку; интерактивная доска, компьютер.

Формируемые на уроке универсальные учебные действия (УУД) в конспекте обозначены цветом:

синим – познавательные УУД;

жёлтым – регулятивные УУД;

зелёным – коммуникативные УУД;

красным – личностные УУД.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Организацион-ный  момент.

 

 

II. Штриховка, минутка чистописания.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Формулиро-вание темы урока на основе ключевых слов. Работа в группах.

1, 2, 4, 5

1, 3

1, 2, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка для глаз.

 

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

3

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация.

2, 3

 

 

 

 

 

Интеграция с предметом: окружающий мир.

 

 

 

Физминутка с использованием музыки.

Работа по учебнику.

3, 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение сказок о сложных словах.

3, 3

 

V. Итог урока.

1, 3, 4, 5

2, 2

 

 

 

 

 

 

 

Штриховка. Рефлексия.

1, 2

Самооценка.

5, 6, 7

– Доброе утро! Посмотрите друг на друга и подарите другу улыбку. Сегодня на уроке у вас всё получится.

 

– С какой работы мы начинаем урок русского языка?

– На выданных листах найдите первую букву, выполните штриховку, тем цветом (зелёным, жёлтым, красным), какое у вас настроение на начало урока? Поднимите вверх и покажите.

– Что вы можете сказать об этих буквах?

 

– В минутке чистописания мы напишем это слово -  соединительные.

Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число, «классная работа» и это сложное для написания слово «соединительные».

 

– Соединительные гласные – это первое сочетание слов, которое будет ключевым нашей сегодняшней темы.

Посоветуйтесь в группах и назовите остальные основные понятия.

 

 

 

 

 

 

– А теперь давайте проверим, все ли ключевые понятия перечислены (проверяют по слайду)?

– Используя ключевые слова, назовите над чем мы будем сегодня на уроке работать?

– Да, сегодня мы будем работать со сложными словами, а, именно, над их написанием.

– Чтобы приступить к дальнейшей работе, выполним физминутку для глаз.

 

– Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить?

На слайде:

Нос                    образ

Муравь              носец    

Брон                   ед

Дик                     тел

Чист                    бой

Звер                     рог

– Выполняем задание в тетрадях. Диктуем слово орфографически проговаривая, выделяем корни и орфограммы.  

- Какой вывод можно сделать?    

 

 

 

– Что ещё можете сказать об этих словах?  

– Почему эти животные и растения получили свои названия?

– Что ещё вы можете сказать о животных?

 

– А теперь отправимся в лес и выполним физминутку.

 

– Тихо сели. Продолжаем работу. Откройте учебник на с. 113, найдите упр. 139. Прочитайте задание, как должны действовать?

 

 

 

 

 

 

 

– А теперь послушаем ваши сказки о сложных словах.

 

 

– Вспомните ключевые понятия нашего урока, нужно ли их дополнить?

– Подведите итог урока с помощью

начала фраз:

Я узнал…

Я удивился…

Я задумался…

Я повторил…

Я научился…

Я запомнил…

– Выполните штриховку второй буквы, покажите с помощью цвета, какое у вас настроение сейчас.

– Кто сегодня получил отметку в дневник? За что?

– Молодцы! Спасибо за работу!

 

 

 

 

– Со штриховки.

 

Дети выполняют штриховку.

 

 

 

 

– «о», «е» – гласные буквы и являются соединительными гласными в сложных словах.

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

Дети собираются группами и формулируют остальные понятия этой темы.

1.     Соединительные гласные (о, е).

2.     Сложные слова.

3.     Два корня.

4.     Твёрдая и мягкая согласные перед соединительными гласными.

Дети высказывают свои предположения.

– Со сложными словами, с выбором написания соединительных гласных…

 

 

 

 

Дети следят за Искоркой глазами.

 

 

– Составить сложные слова, используя эти части.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по очереди диктуют, выполняют задания.

Носорог, муравьед, броненосец, дикобраз,  чистотел, зверобой.

– Не во всех сложных словах корни может соединять соединительная гласная, например, муравьед, дикобраз.

– Эти слова можно объединить в группы: животные и растения.

Дети высказывают свои предположения.

– Это редкие животные, и поэтому они занесены в «Красную книгу».

Дети читают слова физминутки и выполняют движения.

 

Открывают учебники, читают задание.

– Определить общий признак у слов каждой группы и исключаем «лишнее».

1. Поговорка – состоит из одного корня.

2. Самолёт. Т.к. остальные слова являются однокоренными.

3. Проводник – состоит из одного корня.

Читают сказки «Носорог», «Паровоз», «Звездолёт».

 

 

– Да, сложные слова без соединительных гласных.

Дети высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют штриховку.

 

 

Выставляют себе отметку и обосновывают её.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию, представленную в разных формах;

2) представлять информацию в виде плана;

3) осуществлять анализ и синтез;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

1) самостоятельно формулировать тему урока;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) составлять план решения проблемы;

4) работать по плану;

5) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки;

6) соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

7) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты:

1) развиваем умения осознавать и определять свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем интерес к изучению языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

         

Приложение. Презентация урока русского языка в 3 классе «Употребление в речи и правописание сложных слов»

Количество просмотров: 8921  

Добавить комментарий

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Кейс заданий по информатике, вызывающих затруднения при подготовке к ОГЭ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Не теряя энтузиазма ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Деятельностный подход к развитию способности учащихся создавать текст (на примере урока литературы в 9 классе) ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Индивидуальные формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Продолжая семейные традиции ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Эффективные формы и методы работы учителя-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Семейный практико-ориентированный проект «Вместе весело шагать!» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы