Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы

 
 

Газман Олег Семенович,

педагог, ученый, один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок»

 

Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы

Глава «Временные коллективы и их воздействие на личность»

Возможность создания и успешного функционирования детских временных коллективов обусловлена их специфическими особенностями.

Рассмотрим некоторые из них на примере пионерского лагеря — наиболее типичного учреждения, где создаются временные коллективы.

Временное объединение такого типа интенсивно формируется в коллективе благодаря насыщенности каждодневного длительного общения в разнообразной деятельности, в том числе в процессе бытового общения. В таком коллективе могут быстро завязываться внутренние связи. Например, за 30 дней на сборах во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» каждый старшеклассник — член первичного коллектива — принял участие в различных ролях и позициях в 79 воспитательных акциях как в масштабах отряда, так и «большого» коллектива. В том числе в обсуждении политических событий, статей газет и журналов и т.п. — 17 раз; в трудовых делах (воскресники, работа в совхозе, коллективные работы по самообслуживанию и пр.) — 14 раз; в нравственных беседах воспитателя, в обсуждении проблем нравственного поведения членов коллектива — 6 раз; в спортивных мероприятиях, походах и экскурсиях — 12 раз; в творческих отрядных делах (вечера, конкурсы, концерты) — 9 раз; в обсуждении планов работы, в анализе жизни коллектива, работы командиров: в отряде — 10 раз, на общих сборах коллектива — 4 раза, в советах, комиссиях и пр. — 1–2 раза; в различных межотрядных и общелагерных делах — 4–6 раз.

Даже не затрагивая характера влияния на личность школьника каждой из перечисленных форм, можно лишь по их разнообразию и количеству судить о плотности и разнообразии видов общения школьников во временном коллективе такого типа. Подобный объем и «ассортимент» воспитательных мероприятий выполняется в школе более чем за полугодие (за пять-шесть месяцев, включая зимние или весенние каникулы). Все это — одна сторона проблемы.

С другой стороны, благодаря частому взаимодействию первичных коллективов-отрядов, в пионерском лагере увеличивается и плотность связей между ними, а это сказывается на качественных характеристиках всего «большого» коллектива.

Еще одна группа особенностей временного коллектива связана с тем, что он состоит из членов различных постоянных, так сказать, главных коллективов (ученических и семейных). Отрыв от семьи, привычных связей и отношений, с одной стороны, удовлетворяет потребность школьников в самостоятельности, в стремлении уйти от запретов и ограничений, с другой — делает ребенка на некоторый период незащищенным. С одной стороны, он должен вновь самостоятельно устанавливать связи и отношения с товарищами, утверждать себя, свою роль и позицию, с другой — естественно тянется к взрослому, воспитателю. Последний в таких условиях должен заменить в известном смысле ребенку родителей, а коллектив сделать семьей, в которой каждому было бы тепло и уютно. Определенная часть подростков не принимает по различным причинам моральные ценности и установки постоянного коллектива. Попадая во временный коллектив с неизвестными ему сверстниками, подросток часто не считает необходимым действовать в рамках установок своего постоянного коллектива.

Такое «освобождение» происходит обычно только в первый период становления временного коллектива. Зная это, мы имеем потенциальные возможности при установлении законов, традиций временного коллектива создать такую обстановку, использовать такую методику, чтобы ребенок принимал участие в создании законов и требований коллектива. Этот новый опыт восприятия коллективных отношений не пройдет для него бесследно.

Дети, являясь членами различных постоянных коллективов, приносят с собой разнообразную информацию об их жизни, об отношениях людей между собой, о взаимоотношении полов. Устанавливая контакты, они обмениваются познаниями в области науки, техники, литературы и искусства, передают другим различные навыки и умения.

Руководство обменом такой информацией, руководство культурой общения в быту — специфическая задача воспитателя временного коллектива.

Временные коллективы, функционирующие в каникулярный период, имеют большие возможности удовлетворения духовных, эстетических потребностей школьников, их интереса к природе, к спорту, к художественному творчеству, предоставления каждому интересных ролей, ответственных поручений, так называемых дел по душе.

Сам по себе временный коллектив является перспективой для школьника, «завтрашней радостью», которую он ждет в течение года. Психологически, эмоционально он настроен положительно к новому коллективу, что связано не только с ожиданием новизны впечатлений от встреч с новыми людьми, но и с переменой основного вида деятельности. Перед педагогом, таким образом, встает задача не разочаровать школьника, по возможности удовлетворить «ожидаемую радость».

Кроме того, можно говорить и о перспективных линиях в самом временном коллективе. Эти линии здесь проявляются как бы в миниатюре. Дальняя перспектива в таком коллективе переплетается с перспективой постоянного коллектива, что создает условия для цикличности воспитательного процесса.

Краткий по времени характер деятельности коллектива, строгие рамки начала и завершения совместной жизни, деятельности и переживаний — благоприятный фактор, дающий школьникам возможность увидеть результаты своего труда и работы всего коллектива.

Особое значение приобретает во временном коллективе правильная позиция воспитателя, его личные качества. Дети находятся в тесном контакте с педагогом в самой различной деятельности с раннего утра до позднего вечера. Здесь невозможно «отработать» свои часы, быть и казаться. Вся обстановка, особенности бытового общения обнажают перед детьми истинное лицо наставника.

Это лишь некоторые особенности временных коллективов, которые определяют возможности их воспитательного воздействия на личность школьника. наш опыт и наблюдения позволяют отметить важные, на наш взгляд, условия успешного функционирования временных коллективов.

1. Выдвижение и принятие коллективом привлекательных и общественно ценных целей деятельности на весь период совместной жизни.

2. Выдвижение перспективы за пределы формального существования данного коллектива.

3. Бодрый темп жизни, четкий ритм работы коллектива, уплотненность и разнообразие видов деятельности.

4. Максимальное привлечение детей в органы самоуправления, в обсуждение целей, средств, результатов деятельности.

5. Создание приподнятой эмоциональной атмосферы за счет использования природы, традиций пионерской организации.

6. Особая позиция взрослых в коллективе — позиция старшего друга, советчика. Создание в коллективе отношений дружбы, любви, взаимопомощи.

Особенности развития временного коллектива старшеклассников.

Своеобразием процесса развития временного коллектива старшеклассников (имеется в виду коллектив лагеря труда и отдыха, спортивного лагеря, туристской группы) является его интенсивность, обусловленная необычными условиями жизни, разнообразием видов деятельности, насыщенностью общения ребят. Наконец, тем, что временный коллектив для них, по существу, единственный на протяжении всего своего существования. Вместе с этим интенсивность и быстрота протекания процесса развития временного коллектива не только не мешают, но помогают исследователю фиксировать некоторые наиболее типичные свойства и проявления, характерные для жизнедеятельности всякого детского коллектива.

Временный коллектив в процессе своего функционирования переживает ряд сменяющих друг друга нравственно-психологических состояний. Их учет и планомерное изменение — важнейшее условие эффективности воспитательных воздействий. Охарактеризовать процесс развития временного коллектива — значит проанализировать переживаемые им состояния и адекватные им воздействия.

Можно выделить четыре таких состояния: первоначальной адаптации; конфликтов во внутриколлективных отношениях; морально-волевого напряжения, связанного с сознательным стремлением к реализации коллективных целей; активной интериоризации коллективных ценностей. (Время осуществления того или иного состояния будет называться периодом развития коллектива.)

Не претендуя на исчерпывающую характеристику названных состояний, рассмотрим их особенности. Причем, чтобы понять состояние коллектива в каждый новый период его жизни, необходимо выделить ту доминирующую потребность, которая теперь определяет все другие потребности школьников. Какова же эта доминирующая потребность в первый период?

Старшеклассники, как правило, приходят во временные коллективы с желанием удовлетворить самые разнообразные потребности: и в новых впечатлениях, и в движении, и в эстетических наслаждениях, и в общении, самоутверждении в коллективе, и в техническом, художественном творчестве и т.д. Выбор какой-то одной «опорной точки», очевидно, обусловлен как специфическими функциями данного коллектива, теми воспитательными задачами, которые здесь решаются, так и степенью той актуальности, которую имеет та или иная потребность для всех членов коллектива в начальный период.

Основным побуждением, которое направляет поведение новичков в первые дни жизни временного коллектива, является потребность в адаптации — в информации о нормах, требованиях нового коллектива, о своем положении в нем. Эта потребность приобретает доминирующий характер, поскольку в ней, во-первых, проявляются ведущие возрастные тенденции подростков и старших школьников — ориентация в поведении на коллектив. Во-вторых, без прогнозирования того, что ожидает личность в новом коллективе, она не может выработать такую модель поведения, которая обеспечивала бы ей психическое равновесие. Пока существует напряженность, связанная с необходимостью получить информацию о нравственных требованиях, направленности деятельности коллектива, о товарищеской среде, о педагоге, все другие потребности отступают на второй план. Именно удовлетворение этой доминирующей потребности определяет и самочувствие школьника в коллективе в первый период.

Таким образом, состояние временного коллектива в первый период можно определить как общее эмоционально-нравственное напряжение ребят, связанное с дефицитом информации об удовлетворении своих потребностей в новом коллективе. Содержание и направленность межличностного общения, деятельности наиболее ярко выявляются через призму доминирующей потребности — потребности в информации. Можно вычленить следующие основные направления информационного поиска в этот период: желание определить цели, задачи, содержание деятельности, нормы, требования нового коллектива; интенсивное «узнавание» товарищей и воспитателей с целью прогнозирования своего положения в сфере деловых (официальных) и неофициальных отношений; поиск друзей по однозначным интересам, ценностям, мотивам поведения.

Эти направления информационного поиска определяют основное содержание межличностного общения в период развития коллектива. Так как носителями указанной выше информации выступают в основном два источника: товарищи и воспитатели, то именно они оцениваются как наиболее значимые, на их изучение направляется активность членов коллектива. Значимость содержания и форм коллективной деятельности в этот период также определяется теми возможностями, которые она предоставляет для общения с товарищами и воспитателями. С целью утоления «информационного голода» школьники с желанием вступают в деятельность, интенсивно устанавливают связи друг с другом и с воспитателями.

Основные аспекты педагогического вмешательства в процесс развития детского коллектива на этом этапе его жизни вытекают из названных выше направлений информационного поиска.

Во-первых, возникает задача организации общения детей в связи с выработкой общих целей, задач, перспектив совместной деятельности, выработкой норм, требований коллектива по отношению к каждому. Организация коллективного планирования совместной работы, обсуждение и утверждение на общих собраниях норм взаимных отношений, законов совместной жизни особенно важны. В этом случае у членов коллектива воспитывается чувство хозяина, удовлетворяется возрастная потребность в самостоятельности. Предоставление каждому возможности высказать свое мнение создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе. Если же общение детей официально не организуется, а задачи совместной работы, нормы коллективной жизни предъявляются в виде прямых педагогических требований, то обсуждение этих требований проходит стихийно (часто в критически-негативном плане), переносится в сферу неофициального межличностного общения, т.е. становится фактически неуправляемым.

Иначе говоря, смысл педагогического вмешательства на этом этапе заключается прежде всего в том, чтобы, используя доминирующую потребность детей в информации о нормах, требованиях каждого коллектива, поставить коллектив в позицию субъекта выработки задач и законов коллективной жизни.

Во-вторых, необходима специальная организация общения с целью помочь членам коллектива быстрее узнать друг друга, познакомиться с воспитателем. При этом важно так организовать это общение, чтобы школьники раскрывались друг перед другом в своих лучших проявлениях. (Известно, что первое время школьник часто стремится «встать в позу», выдать себя не за того, кем он является в действительности, в общении с товарищами рассказать о своем несуществующем опыте «взрослой» жизни, понимаемой в нравственно искаженном свете.)

Решить эту задачу помогают специально продуманные, эмоционально инструментированные педагогические ситуации, рассчитанные на более глубокое знакомство членов коллектива друг с другом, на создание эмоционального контакта с воспитателем (вечера знакомства, сборы «расскажи нам о себе», познавательные соревнования, «интеллектуальные бои», викторины и т.д.). В этом случае прямая и косвенная информация, которую получают школьники друг о друге, находится под педагогическим контролем, направляется в русло раскрытия интеллектуальных интересов, способностей, нравственных качеств членов коллектива.

Важно отметить, что удовлетворение потребности в информации о новом коллективе, о товарищах, воспитателе проходит, главным образом, в коллективной деятельности. Поэтому чем разнообразнее эта деятельность (познавательная, спортивная, художественная и т.д.), чем интенсивней по темпу она протекает, тем разнообразнее и быстрее раскрываются члены коллектива друг перед другом.

Высокий темп и разнообразие деятельности в этот период дают возможность быстрее проявиться каждому: обеспечивают опережающее развитие деловых отношений по сравнению с негативными процессами в неофициальной сфере общения. Если иметь в виду, что основная воспитательная задача в первый период развития коллектива состоит в том, чтобы старшеклассниками были приняты привносимые педагогами цели, перспективы деятельности, законы отношений, то, очевидно, в коллективе необходимо создавать благоприятное для решения этой задачи нравственно-психологическое состояние. Оно возникает, когда совместная деятельность, товарищеская среда, воспитатели раскрываются перед членами коллектива в свете их ожиданий и возрастных особенностей: характер организации коллектива способствует стремлению к самостоятельности; характер деятельности позволяет каждому проявить свои интересы, нравственные качества, узнать друг друга; педагогам не присущи формализм, авторитарные методы руководства, в отношениях друг с другом и с воспитателями они показывают пример доброжелательности, взаимопомощи, ответственного отношения к делу и т.д. Начальный период становления коллектива заканчивается, когда ребята удовлетворяют свою потребность в информации о законах, нормах, требованиях данного коллектива, когда в основных чертах они представляют себе содержание, перспективы общей деятельности, характер нравственных требований воспитателя, когда более или менее ясными становятся интересы товарищей.

На базе создания привлекательного образа нового коллектива и предоставления школьникам самостоятельности в выработке общих задач и законов жизни педагогическая цель эмоционально принимается коллективом. Коллектив переходит в новое психологическое состояние.

Это состояние обычно характеризуется временным отсутствием единства среди его членов. Состояние разобщенности связано с тем, что, выяснив требования данного коллектива, одни старшеклассники удовлетворены и готовы в соответствии с ними действовать; другие стремятся уклониться от этих требований, так как они противоречат их наличным, реально действующим потребностям, интересам. В этот период нет той доминирующей потребности, которая объединяла бы стремления всех членов коллектива. Однако имеются такие потребности, интересы, которые объединяют детей в отдельные группы внутри коллектива, т.е. происходит групповая дифференциация по однозначным мотивам, интересам, ценностям.

Одни группы направляют свою активность в сторону реализации коллективных целей, другие — в сторону удовлетворения узко личных интересов и стремлений.

Причем группы или отдельные члены коллектива находятся в скрытом напряжении между собой. Это состояние коллектива В.Г. Иванов называет «конфликтом перспектив» как следствием конфликта тех или других интересов или потребностей. Напряженное состояние противоречий между различными группами детей в коллективе в свое время зафиксировал А.С. Макаренко. Поддержка требований воспитателя активом как раз и означает: существуют другие группы в коллективе — «пассив», «болото», интерес и мотивы поведения которых расходятся с теми, что ценны с педагогической точки зрения.

В этот период могут возникать напряжения и между школьниками с различной нравственной направленностью, и между теми, кто занимает неодинаково благоприятное положение в официальной и неофициальной структуре отношений, и между физически сильными и слабыми, и между девочками и мальчиками, и между способными и менее способными, и т.д. Однако конфликт потребностей, мотивов, ценностей наиболее типичен. Наличие противоречивых потребностей обусловливает противоречивые оценки со стороны членов коллектива (для одних он авторитетен, для других нет), товарищей (значимы те, кто преследует те же цели), направленности совместной деятельности (для одних значима деятельность, имеющая общественный смысл, для других — удовлетворяющая стремление к развлечениям, к личным удовольствиям).

Несмотря на явную противоречивость оценок, мнений, отношений к педагогу, к товарищам, к работе и т.д., конфликты во внутриколлективных отношениях носят скрытый характер, между группами и отдельными личностями идет борьба в скрытой от педагога сфере. В коллективе, который переживает состояние скрытых конфликтов, наиболее интенсивное общение идет между ребятами внутри группировок, которые создаются по однозначным интересам, мотивам, ценностям. Межгрупповое общение на неофициальном уровне носит оттенок либо равнодушия, либо неприязни, так как конфликты между отдельными членами коллектива, вследствие групповой солидарности, переходят на конфликты между группами. Состояние скрытых конфликтов характеризуется тем, что столкновения между отдельными членами коллектива и напряженность в отношениях между группами не являются предметом открытого обсуждения в коллективе, в органах самоуправления. В то же время эти конфликты обсуждаются в процессе неофициальных бесед, разговоров, им даются не всегда верные оценки.

Противоречия в межличностных отношениях, как правило, проявляются в общем настроении коллектива, в эмоциональном самочувствии отдельных школьников, сказываются на результатах коллективной деятельности. Если эти противоречия и их оценка развиваются спонтанно, то фактически и влияние коллектива на личность проходит стихийно, коллектив останавливается в своем развитии.

Анализ нравственно-психологического состояния коллектива подводит к характеристике целесообразных линий педагогического вмешательства в процесс его развития на данном этапе.

Во-первых, целесообразно вызвать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства. Потребность в сплоченности, которую станет переживать большинство членов коллектива, будет определять и выбор деятельности, и характер отношений.

Во-вторых, необходимо вывести противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену официального общественного мнения, ибо только в этом случае внутриколлективные отношения становятся педагогически управляемыми.

В-третьих, в ходе обсуждения проблем жизни коллектива, а также в специально создаваемых педагогических ситуациях важно раскрыть коллективу личность каждого с позиций общественной морали — его отношения к работе, к товарищам, к требованиям педагога, к самому себе. Иначе говоря, необходимо добиться единства оценок, мнений в коллективе по основным вопросам его жизнедеятельности. Обычно подобное состояние единства в коллективе возникает тогда, когда перед коллективом встает трудная общественно значимая цель или актуализируется ранее выдвинутая перспектива, достижение которой требует объединения усилий всех членов коллектива, их эмоционально-нравственной сплоченности, ибо отсутствие единства в коллективе приводит к неудачам в деятельности.

Неудовлетворенность коллективными отношениями не может не возникнуть у большинства, если коллектив добивается успеха в деятельности ценой усилий отдельных его членов (актива) или благодаря большой организаторской работе педагога. Поэтому последнему на некоторое время целесообразно изменить свою позицию таким образом, чтобы поставить результат деятельности в зависимость от самостоятельных усилий всех членов коллектива.

Важным средством постановки коллектива в позицию субъекта регулировки внутриколлективных отношений может стать общее собрание. Оно способно стимулировать выработку правильной оценки отношений в коллективе, принятие этой оценки всеми, если на собрании умело сочетается педагогическое убеждение с созданием атмосферы откровенности, возможности каждому высказать свою точку зрения.

Состояние морально-волевого единства, целеустремленности в коллективе возникает как результат предшествующих периодов его развития. В процессе осознания значения коллективной деятельности, поступков товарищей с точки зрения перспектив жизни данного коллектива и общественной морали возникает состояние общего стремления к реализации стоящих перед коллективом задач. С появлением субъективно принятой большинством общей цели коллектив переходит на новую стадию своего развития, характеризующуюся сознательным и волевым стремлением к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл. Именно это становится доминирующей потребностью членов коллектива.

На новом качественном уровне теперь оценивается воспитатель: значимыми становятся его умения, знания, способности, организаторские качества, идейная убежденность, играющие важную роль в обеспечении общего успеха. С этих же позиций оцениваются и отдельные члены коллектива: повышается статус тех, кто действует в интересах коллектива, вкладывает в общий успех либо свои организаторские навыки, либо художественные, творческие, интеллектуальные способности, либо дружелюбие, веселый нрав, поднимающий общее настроение и т.д. Внутриколлективные отношения характеризуются добровольным объединением усилий, проявлением товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения, ибо именно такая атмосфера способствует успеху коллективной работы.

Вместе с тем успех коллектива в реализации общественно важных целей повышает его значимость в глазах ребят, вызывает чувство гордости коллективом, уважение к нему. Отсюда возникает желание соответствовать тем нравственным образцам, ценностям, идеалам, которые одобряются данным коллективом.

Иными словами, благодаря активной позиции самих школьников в жизни, этот период отличается наиболее интенсивным влиянием коллектива как инструмента воспитания всех старшеклассников. Общее состояние коллектива характеризуется жаждой деятельности, оптимистическим, мажорным настроением.

Однако, если у коллектива не оказывается возможностей для реализации принятых намерений и если он терпит постоянные неудачи, коллектив начинает переживать «болезни» и может даже возвратиться на низшую ступень.

Поэтому важнейшая функция педагогического вмешательства в процесс развития коллектива на этой стадии состоит в том, чтобы помочь школьникам осуществить поставленные цели, вызвать положительные переживания, связанные с осуществлением общественно значимых задач, и тем самым создать предпосылку к закреплению сформировавшейся основной потребности у каждого, пробудить желание и в дальнейшем жить в соответствии с социально ценными нормами.

Нравственно-психологическое единство в коллективе развивается при условии, если педагог подчеркивает значение достигнутых результатов, если статус данного временного коллектива в глазах других входящих в общешкольный ученический коллектив постоянно повышается.

На завершающем этапе развития временного коллектива его нравственно-психологическое состояние, включая выработанное в предшествующие периоды критическое отношение к коллективной жизнедеятельности и в то же время уверенность в своих силах, веру в успех, обеспечивает условия, побуждающие ребят к работе над собой, к самовоспитанию. Если раньше усилия каждого были направлены на то, чтобы внести свой вклад в общее дело, отдать ему свои нравственные силы, то теперь коллектив оценивается еще и с точки зрения того, что он может дать для самоусовершенствования, самопознания, для подготовки к будущей деятельности. Иначе говоря, в этот период коллектив существует для каждого как источник самовоспитания, как инструмент развития индивидуальности.

Успех идеальных побуждений, положительные результаты деятельности, достигнутые в предшествующий период, повышают реальную самооценку школьников, актуализируют гражданские мотивы, стимулируют воспитание качеств, необходимых для активной общественной позиции в жизни. Доминирующая потребность старшеклассников на этом этапе — потребность в самовоспитании. Качественно изменяется значимость коллектива для его членов. Педагог, товарищи, общая деятельность оцениваются с точки зрения их значения для самопознания, разностороннего самоусовершенствования. Эти аспекты определяют и основной характер общения, ценность взаимной информации.

Выбор школьниками коллективной деятельности в этот период показывает наличие отрицательного отношения к развлекательству, желание участвовать в делах, позволяющих проверить и испытать себя в соответствии с теми идеалами, которые воспитывались в данном коллективе.

Атмосфера взаимоотношений в коллективе характеризуется товарищеской взаимопомощью, откровенностью, вниманием друг к другу, теплотой и сердечностью и в то же время непримиримостью к фактам антиобщественного поведения. Идейно-нравственные качества товарища становятся мерилом личных симпатий. С позиций собственного духовного обогащения оцениваются способности, знания, личные качества товарищей. Коллективное сознание характеризуется возникновением единого общественного мнения. Общим становится ощущение своего коллектива как коллектива единомышленников, в котором активную жизненную позицию, высокие идейно-нравственные принципы разделяют все.

Установка на самовоспитание, желание действовать и за пределами данного коллектива в соответствии с его идеалами сохраняется, если удается, во-первых, предоставить каждому возможность через коллектив осознать себя, свои возможности, свою жизненную позицию; во-вторых, увлечь формами и методами самовоспитания; в-третьих, создать условия каждому для самостоятельной деятельности в соответствии с принятой активной общественной позицией и индивидуальными особенностями личности.

Такова, в самом общем виде, попытка охарактеризовать процесс развития временного коллектива старшеклассников через последовательную смену его различных нравственно-психологических состояний.

Сопоставление процессов развития временного коллектива старшеклассников и развития общешкольного и классного коллектива общеобразовательной школы, коллективов клубного типа обнаруживает не только особенное в развитии каждого из названных типов, но и некоторые общие существенные черты, в частности изменение нравственно-психологических состояний. Благодаря этому можно утверждать плодотворность изложенного выше подхода к изучению коллектива в общетеоретическом плане.

Однако модельное представление не совпадает, да и не может совпадать с характеристикой того или иного конкретного коллектива, ибо они относятся друг к другу как общее и частное: у конкретных коллективов имеются специфические, присущие только или прежде всего им признаки. Но соотношение между представлениями о коллективе вообще и знаниями о конкретных коллективах не сводится только к соотношению между общим и частным.

«Детский коллектив вообще» выступает в качестве родового понятия по отношению к различного типа коллективам, имеющим признаки того или иного вида. Многообразие составляющих детское общество коллективов — отнюдь не набор однотипных, отличающихся деталями и степенью выраженности коллективных свойств детских объединений. В нем функционируют самые разнообразные по своему характеру, целям и особенностям детские коллективы. Одни из них играют большую роль в жизни детей, другие меньшую. Одни широко распространены, другие встречаются сравнительно редко. В одних складываются самые разнообразные отношения, в других эти отношения более или менее однотипны. Одни из них объединяют обычных нормальных детей, другие — детей с патологическим поведением, с отклонением от нормы в состоянии здоровья. Одни коллективы невелики и играют роль объединений контактного типа, другие являются сложными коллективными образованиями, объединяющими много самых разнообразных коллективов, более простых по своей структуре.

Количественный и качественный состав коллектива, возраст его членов, характер их деятельности, степень сплоченности, направленность общественного мнения, характер руководства со стороны взрослых — все эти и многие другие факторы определяют его специфику, делают своеобразным, непохожим на другие коллективы. Вместе с тем у каждого из них есть такие черты, которые роднят его с другими, делают в чем-то на него похожим.

В настоящее время в педагогике нет дифференцированных методик коллективного воспитания, т.е. применимых к коллективам, различным по своим воспитательным функциям и возможностям. Сложилась безусловно важная сама по себе, но лишь общая методика, «накладываемая» на любой коллектив. С нею связаны такие понятия, как перспектива, соревнование, единые требования, традиции. Однако трудно, как правило, ответить на вопросы, чем же, например, методика коллективного воспитания взрослых отличается от методики коллективного воспитания детей, чем методика воспитания в коллективе и через коллектив в рамках школы отличается от соответствующей методики в рамках внешкольного учреждения.

Пытаясь анализировать значение детского коллектива в деле формирования личности, говорят о характере взаимоотношений ребенка с коллективом, о его социальных ролях, статусе в коллективе. Но при этом не даются четкие ответы на такие вопросы: чем же роль ребенка в одном коллективе отличается от его роли в другом коллективе, в чем, скажем, различие его ролей в коллективах класса и пионерского отряда?

Совершенно очевидно, что методика коллективного воспитания не может быть стандартной для любого детского коллектива, что должны существовать ее различные варианты. Чтобы создать их, необходимо выделить и охарактеризовать основные типы детских коллективов. Это тем более важно, что в наши дни ребенок является членом не одного, а одновременно нескольких коллективов, каждый из которых является своеобразным инструментом его воспитания в руках разных педагогов. Естественно, что влияние всего комплекса педагогических воздействий, испытываемых ребенком, будет тем эффективнее, чем согласованнее эти действия. Но для того, чтобы они были согласованными и подкрепляли, а не дублировали и не ослабляли друг друга, надо знать специфические функции и возможности тех коллективов, в которые входит ребенок. Только тогда и можно использовать каждый из них в соответствии со своим назначением и все их вместе — с наибольшей пользой.

Общий сбор — опыт решений.

Общий сбор — это старт смены, тот энергетический толчок, который необходим ей, как космической ракете необходима огромная сила, чтобы оторваться от стартовой площадки, преодолеть земное притяжение и выйти на точно рассчитанную орбиту. Эмоционально-психологическое напряжение коллектива перед общим сбором, потребность его в информации, в адаптации к предстоящим условиям — это предстартовое состояние «орлят». Сбор — это перевод коллектива из одного качественного состояния в другое, скачок в движении коллектива, его взлет. А смена — это полет.

Попробуем рассмотреть старт с педагогической точки зрения. В предшествующие дни сложилось в каждом отряде состояние удовлетворенности: внешней и внутренней эстетикой «Орленка», его вожатыми, товарищами по отряду, идеалом «Орленка».

Общий сбор — это концентрация эмоционально-нравственного состояния коллектива, генерация энергии в силовой заряд. Вместе с тем — это объединение ребят не только в отряде, а в масштабе всего лагеря, в одном общем, сильном эмоционально-нравственном переживании.

Предполагаемая общность «мы — «орлята» станет на общем сборе конкретным, концентрированным, актуально переживаемым чувством: «мы» — не только наш отряд. «Мы» — весь наш лагерь. То, что дорого нам, нашему отряду, оказывается столь же дорого и важно всем. И значит, мы можем выработать общую цель, общую программу действий.

Кто поведет сбор?

Казалось бы, нет сомнений, старший вожатый. Аксиома ли это?

Аксиома в другом. Первый сбор ведет человек, который своей уверенностью, гибкостью, чуткостью, общительностью, юмором, демократизмом — всем своим человеческим обаянием... духовным, педагогическим потенциалом способен создать атмосферу свободной, открытой товарищеской дискуссии, человек, умеющий управлять довольно сложным, иной раз противоречивым движением мысли и чувства в коллективе. Кто будет ведущим? Кто на этот раз, при этих ребятах сможет лучше выразить настрой всех вожатых именно на эту смену? Имя такого вожатого назовет педагогический совет вожатых. Без обид, без околичностей. Открыто, прямо, в интересах дела. Каждый вожатый в «Орленке» втайне готовится стать когда-нибудь ведущим общего сбора. Для многих — это перспектива профессионального мастерства: научиться уверенно и спокойно владеть 500 мальчишками и девчонками, как владеешь 30. Вот почему так важно для многих вожатых попасть на общий сбор в другие дружины.

За 20 лет в «Орленке» сложились свои традиции, методика и техника первого общего разговора. А если традиций нет, новые педагоги, новые дети?

Первый общий сбор, в сущности, — первое общее собрание, по А.С. Макаренко. Антон Семенович, приходя в новый коллектив, начинал знакомство с разговора со своими воспитанниками. Он строил его так, чтобы воодушевить ребят, показать им, какие замечательные перед ними откроются перспективы, если они будут дисциплинированны, деятельны и активны.

Разумеется, в рождающемся коллективе первый разговор с ребятами ведет его руководитель. сильный, настоящий руководитель лагеря (начальник или старший вожатый) может вести первый общий сбор три смены, пять, а потом он, конечно, передаст роль ведущего другим. Да и скажет при этом: «Убежден, у тебя, коллега, на этот раз выйдет лучше, чем у кого бы то ни было».

На общий сбор отряды идут в приподнятом, радостном, чуть торжественном настроении: впереди событие, к которому долго готовились. Один отряд поместился на скамейках летней эстрады вокруг вожатого, ребята тихо пришли и так же негромко переговариваются между собой. Второй отряд прибыл бодрым маршем с громкой песней. Третий отряд явился шумной, галдящей толпой, весело скандируя: «Всем, кто видит в нас друзей, шлет приветы «Прометей»!»

Каждый вновь прибывающий отряд встречается с нескрываемым любопытством: «Кто они? Какие? Как у них?» И разумеется, каждый стремится показать себя, заявить о себе. В эти первые минуты отчетливо видны особенности отрядов, в каждом уже проглядывает свое лицо.

Все заняли свои места. Кто-то пытается начать свою отрядную песню. Мешаются слова и мелодии, слышатся дружелюбные и слегка задиристые восклицания:

— «Факел», не копти напрасно — гори, гори ясно!

— «Дружный», киснуть не нужно!

— Хватит попусту галдеть, нас попробуй перепеть!

У ведущего сейчас задача — снять излишнее возбуждение, соединив всех в общей песне. Песня, которую он предлагает, всем знакома, и ребята радостно удивляются слитному ее звучанию и подчиняются ее силе, переживают мелодическое и смысловое ее наполнение. Это вступил в действие один из центров объединения коллектива.

Смолкла песня. После нее обязательно последует несколько мгновений глубокой тишины. Нельзя упустить их ведущему.

Возможно, тотчас же будет включена фонограмма второй песни для того, чтобы усилить единство, или для того, чтобы... разрушить его.

Зачем разрушать? Ведь всем так хочется еще раз испытать радость, идущую от общей песни. А эту, вторую, к сожалению, ребята не все знают. Но зато знают вожатые. И они поют, поют воодушевленно, и всем понятно — это знак их единства, из символ, их кредо. Так вожатые создали еще один центр объединения.

Горны и барабаны сыграли встречный марш. Вносится знамя дружины — и это тоже центр объединения. Выхватил прожектор силуэт мальчишки-«орленка» — тоже центр объединения. Вот сейчас и минута может пройти в тишине. Создано настроение сбора.

Не угнетено ли оно торжественностью первых минут?

Ведущий знает: главное — сохранить рабочий настрой. Он предлагает представиться отрядам. Каждый, поднимаясь, называет имя своего отряда, свой девиз, предъявляет лагерю свою эмблему.

— Первый отряд здесь?

Отряд отвечает:

Первыми быть хотим.

Но первыми хочется быть и другим.

Поэтому от этого дня и навечно

Наш отряд называется «Встречный»!

— Второй отряд?

Наш отряд «Неугомон»

Скуку, лень из жизни вон!

И вновь оживление пошло по рядам.

Обычаи общего сбора.

Говорит ведущий и об обычаях общего сбора «орлят». Их, эти обычаи, обязательно примут, потому что они хороши, точны и красивы. И тем не менее каждое правило всеми обсуждается, сообща обдумывается.

Вот правило поднятой руки. Стоит выступающему поднять правую руку, все кругом должны тотчас замолчать и внимательно слушать. Но ты имеешь право поднять руку только в том случае, когда хочешь что-то главное, что-то важное объяснить или сказать.

«Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются».

«Для коллектива равно значит — думаешь ли ты, как все, или думаешь иначе!»

«Ты такой обычай знай:

критикуешь — предлагай!»

«Выступая, помнят «орлята»: не говори длинно, а точно и сжато».

Не все эти правила придуманы в «Орленке». Что-то пришло из Ленинграда, из Фрунзенской коммуны, из Новосибирска, из пионерского лагеря «Заслоновск». Одни правила выдержали испытание временем, другие нет. Случалось, что правила, которые появились позже, были совершенно иными по смыслу, чем те, что существовали раньше. В этом нет ничего странного, правило организует жизнь, но в конечном итоге оно само выдвигается жизнью и меняется с движением жизни.

Одно время существовало здесь такое правило: «Мысль толково объясняй, но других не повторяй». Но вскоре обнаружилось, что оно не помогает, а мешает выступающим. Боясь повториться, ребята вообще не решались говорить. И тогда однажды ведущая сбор Алиса Федоровна Дебольская предложила на голосование правило совершенно противоположное: «Мысль толково объясняй, не поймут — так повторяй». Разговор мгновенно принял другой оборот.

Для взрослых на сборе тоже выработаны правила. Например, из года в год, из смены в смену на всех общих сборах взрослые выступают после того, как выступило несколько ребят. «Взрослый — пятый», — так обычно формулируется это правило. Речь, разумеется, идет не о ведущем сбор. Иногда, правда, правило устанавливает иной порядок. «Взрослый — четвертый» или «Взрослый — третий». Но ни в коем случае голос взрослого не должен преобладать на сборе над голосами ребят.

Другие правила гласят: «Выступая, помни о важном моменте — вызывай мысли и чувства, а не аплодисменты», «Своим выступлением не угнетай, такт и регламент соблюдай», «Помни закон обязательный: у ребят решающий голос, у тебя — совещательный».

Приняты правила ведения сбора, и ведущий встает для главного своего слова. Суть его в выдвижении перед ребятами дилеммы: сами или за вас? Сами будете планировать жизнь или за вас мы — взрослые? Сами будете думать, решать, организовывать или за вас мы — взрослые?

Конечно же, все за первый вариант. Во-первых, так принято отвечать. А во-вторых, еще во время отрядных сборов ребята обсуждали и испытывали реальную возможность самостоятельности. На общем сборе как бы идет повторение отрядного разговора. Но только ли повторение? Ведь здесь выясняется мнение и вырабатывается решение в масштабах общелагерного коллектива. На сцену выходят носители не личного — отрядного мнения. Важно, чтобы высказались все отряды. Но еще более важно, чтобы возник спор, разгорелась дискуссия.

Что дает сбор — спор?

Как спор по поводу очевидного? Борьба страстей по поводу того, с чем можно согласиться не споря? Да, сбор без спора — проигранный сбор. Согласились легко — не значит приняли глубоко. Значит, взрослые ребят убедили, а надо, чтобы они сами себя убедили. Сознательное самоубеждение — вот лучший метод убеждения.

Поэтому ведущий сбора и пятый выступающий вожатый, и снова ведущий сегодня настроены скептически. В их репликах чуть ли не обвинение в самоуверенности слышится, сомнение в силах ребят, в их готовности, в их умении жить самостоятельно. Да и кто-то из ребят уже тоже сомневается. Зато кто-то яростно доказывает несостоятельность этих сомнений и говорит о том, как должны и будут действовать советы, штабы, отряды.

— Я хочу сказать, как у нас было в нашей дружине. Мы считаемся лучшими в городе не потому, что у нас много интересных дел, а потому, что мы все делаем сами. Когда объявили операцию «Цветник на улице», мы создали штаб, он давал задания, каждый день заполнялся листок соревнования. Каждый отряд ходил по своей зоне совсем без взрослых. И так во всем. Почему же здесь этого не может быть?

— У нас, правда, не так, как сейчас Света говорила. Скучновато, нудновато. Вот я думаю, почему? Я скажу почему. Потому что учителя нам не доверяли, тоже думали: куда им, не доросли еще! А то, что сами предлагали, было неинтересно. Если ребят в совете спросить, что они хотят, если разрешить им делать все самостоятельно — будет интересно и дела пойдут.

К чему идет этот взволнованный разговор? Выясняется реальная возможность самостоятельности, вырисовывается конкретная структура самоуправления.

— А нам, взрослым? — не сдается кто-то из вожатых.

— Нам, комсомольцам, поручена забота о том, чтобы вы жили жизнью боевой и кипучей. А если вдруг неудача?

Трудный вопрос. Не просто решить в 12–14 лет, за что же в самом деле должен отвечать вожатый и что ему делать, когда ребята самостоятельны.

Но вот уже бегут к микрофону из разных рядов доказывать, убеждать. Ребята объясняют вожатым (и себе), какова может и должна быть позиция взрослого в лагере. Другом, советчиком, еще раз другом, помощником, консультантом, старшим, справедливым, умным другом хотят видеть они вожатого. К ощущению близости, единства пионеров и вожатых идет первый общий сбор.

Но у ведущего впереди второй этап этого общего собрания коллектива — обсуждение и принятие девиза. Девиз должен стать выражением идеальных устремлений коллектива, основным критерием оценки работы и отношений.

В отрядах думали о девизе, у каждого есть предложение. — Вот тут парень из «Альтаира» передо мной предложил девиз: «Учись, не ленясь, любому делу, чтоб жизнь интересная просто кипела!» Девиз этот не плохой. Во всяком случае, складный. Но я с ним не согласен. Во-первых, зачем мы здесь столько болтали о самостоятельности?! Выходит, ни к чему нам эта самостоятельность. Уши развесь, ходи да смотри, учись. Может, научишься, а может, и нет. Зато время проведешь... А во-вторых, я, например, вовсе даже не надеюсь, что от того, что я здесь чему-то научусь, в школе так все и закипит. Кто я такой, чтобы всю школу раскочегарить...

Реплика из рядов:

— Правильно, один в поле не воин, но раз уж критикуешь — предлагай!

— Вот я и предлагаю не заглядывать далеко, а жить уже здесь по-настоящему и самостоятельно. А девиз такой: «Мы и сами с усами». (Смех в зале, так как у выступающего черный пушок над губой.)

— Я согласна со Стасом полностью. Я не думаю, что мне тоже удастся сделать многое в школе. Я расскажу, конечно, как должен работать совет дружины, как лучше проводить конференцию, сборы. Но, наверное, самое главное, если я сумею рассказать о том, как можно здорово вместе жить и работать вообще — дружно, творчески... Я предлагаю, давайте так жить, чтобы уже сегодня, здесь улучшать окружающую жизнь. Рядом с нами — сельские ребята.

Сделать интересной их жизнь — разве это не дело? Школа строится, помочь строителям можно...

— Если уж учиться, то учиться жить не для себя. Для себя жить — большого ума не надо. Тут говорят: «Давайте жить для людей!» Я согласен, давайте! Только что же выходит, все вокруг люди, а я не человек? (Общий смех.) Или товарищи по отряду, или, короче, мы все здесь не люди?! Я предлагаю жить не только для людей вообще, в мировом масштабе, а так, чтобы было интересно и полезно каждому нашему отряду, всей дружине. Вот это и будет учеба, как я ее понимаю.

В ходе диспута складывается из частей, из разных предложений отрядов девиз этой смены: «Живем самостоятельно, для улучшения окружающей жизни, для улыбки товарища!» У каждой смены может быть свой девиз. Назовем несколько: «Наша цель — счастье людей!», «Мы дружбой, единством сильны, мы победим, иначе быть не может!», «Нужна нам не просто любая работа. Работа нужна для людей и до пота!»...

Попробуем вместе проанализировать один из приведенных девизов — первый. «Живем самостоятельно!» — эта его часть будет отныне регулировать позицию самостоятельности, активности каждого в коллективной жизни. «Для улучшения окружающей жизни»! — вот мотив для выбора дел. «Для улыбки товарища!» — так закрепляется характер отношений в коллективе. А в целом девиз конкретизирует идеалы «орлят», идеалы пионеров, он учит, каким надо быть, как надо жить, чтобы сегодня, сейчас быть похожим на поколение «орлят» минувших времен...

Девиз — важный центр объединения. В нем закреплена воля всего коллектива. Теперь каждый день жизни отрядов, их дела, отношение к работе и друг к другу будут оцениваться ребятами, исходя из принятого ими девиза.

Общий сбор по предложению отрядов избирает совет дружины из людей, которые лучше всех, убежденней, энергичней смогут проводить в жизнь девиз смены. К началу сбора отряды имеют готовые кандидатуры для избрания в совет. Но сейчас, после утверждения девиза, отряды снова берут минуту на размышление, чтобы еще раз проверить девизом правильность своего решения.

Это «время на размышление» — прием, который используется при проведении всех сборов в «Орленке». Что бы ни обсуждалось в отряде — кого избрать в совет, куда пойти в поход, как оценить воскресник, кто прав в конфликте, — сначала мнения вырабатывают звенья, потом отряд обсуждает мнения звеньев. Что бы ни выдвигал на обсуждение сбор дружины, сначала идет короткое обсуждение вопросов в отряде, потом сбор заслушивает мнения и предложения отрядов.

500 пионеров на летней эстраде в мгновение распались на 14 групп, словно 14 гнезд образовалось в общем гнездовье. Да и тут, в отрядах, спрашивают прежде, что думают звенья, вырабатывают общее мнение и объявляют его всем. Чем меньше первичная группа, обсуждающая любой вопрос, стоящий перед большим коллективом, тем больше гарантии, что в обсуждении и решении вопросов действительно примет участие каждый. Две, три минуты времени... обеспечивают каждому ребенку возможность сказать свое слово, внести свой вклад в выработку общего решения.

«Отряд «Прометей» считает...», «отряд «Юность» предлагает...», «отряд «Веселый ветер» заявляет...». И у всех рождается уверенность, что это мы все подумали, а теперь выберем самое лучшее из того, что могли придумать 500 голов, 500 умов.

Что решили?

Есть девиз смены. Избран совет лагеря, большой совет коллектива, боевой его штаб. Сбор решает: поручить совету разработать перспективу жизни, конкретный план, который бы позволил каждому проверить свою волю, работать и жить, как должны жить пионеры-«орлята», улучшать жизнь своего коллектива, жизнь будущих «орлят», участвовать в совместном труде со взрослыми, любить свою Родину и гордиться ею.

Через два дня совет дружины лагеря вывесит на обозрение всех этот план. Здесь будет и экспедиция «Маршрутом подвига», и трудовая эстафета «орлят», и традиционный поход в сельские школы, и многое другое из того, о чем говорилось, что предлагалось на общем сборе.

Прошло не более сорока минут общего сбора. Пора приступать к следующему его этапу — к выработке и принятию собственных правил и обычаев жизни, которые будут служить мостиком от идеалов в повседневную жизнь. Это очень важное дело, пожалуй, самое важное в организации жизни детского коллектива...

Ребята обсудят и проголосуют за «закон точности» (если мы хотим много сделать, мы должны быть точны, не отнимать друг у друга время долгими сборами. Точность не только во времени, точность в словах, обещаниях, в исполнении порученного). «Орлята» примут «закон человека» (уважаем в каждом человеческое достоинство, все конфликты решаем мирным путем, сначала подумай о товарище, потом о себе).

А вот «закон моря» ребята примут без обсуждения и голосования. Ведущий сбора раскроет книжку и прочтет из Гайдара: «Было немало своих законов у этого огромного лагеря. Как и всюду, нередко законы эти обходили и нарушали. Как и всюду, виновных ловили, уличали, стыдили и наказывали. Но чаще всего прощали. Слишком здесь много было сверкающего солнца для ребенка, приехавшего впервые на юг из-под сумрачного Мурманска. Слишком здесь пышно цвела удивительная зелень, росли яблоки, груши, сливы, виноград для парнишки, приехавшего из-под холодного Архангельска. Слишком здесь часто попадались прохладные ущелья, журчащие потоки, укромные поляны, невиданные цветники для девчонки, приехавшей из пустыни Средней Азии, из тундр Лапландии или из безрадостных, бескрайних степей Закаспия. И прощали за солнце, за яблоки, за виноград, за сорванные цветы, за примятую зелень.

Но за море не прощали никогда.С тех пор как много лет тому назад, купаясь без надзора, утонул в море двенадцатилетний пионер, незыблемый и неумолимый вырос в лагере закон: каждый, кто без спроса, без надзора уйдет купаться, будет тотчас же выписан из лагеря и отправлен домой. И от этого беспощадного закона лагерь не отступал еще никогда».

«Закон моря» ребята примут без обсуждения, потому что поймут, как велика ответственность взрослых в любом пионерском лагере за сохранность и безопасность жизни каждого ребенка, большого и маленького.

И еще об одном моменте, завершающем картину общего сбора «орлят», о том, как проводится здесь знакомство ребят со всеми сотрудниками лагеря, хозяйственным, обслуживающим персоналом, педагогическим коллективом. Мы помним, что знакомству ребят в каждом отряде был посвящен специальный «огонек». Чтобы представить всем отрядам тех, кто будет окружать их в лагере заботой, вниманием, дружеским участием, одно время проводили общедружинные вечера знакомства. Затем, в целях экономии времени и сохранения необходимого темпа развития лагерной смены, весь этот ритуал встроили в общий сбор, который заканчивался или начинался представлением коллектива сотрудников.

Эту часть сбора так и называли полушутя — «представление». Вкладывали в это слово сразу два смысла: представление как знакомство и представление как концерт, спектакль. И действительно, это было необычное знакомство. Ведет его самый остроумный человек. Он представляет одного за другим начальника лагеря, поваров, руководителей кружков, вожатых, затем предоставляет им слово. Но ребята не услышат длинных речей или назиданий. Каждый выступает здесь либо с песней, либо со стихами, в групповом танце, в вокальном квартете или в миниатюрах. А кто уж никак в художественную самодеятельность не вписывается, как, например, вожатый Слава Каменский, скажет: «Ребята, сообщу вам по секрету, вы мне ужасно нравитесь, приходите в кружок по изготовлению ракет, и мы с вами здесь в конце концов что-нибудь обязательно взорвем».

Непринужденность взаимоотношений, дружбу, шутку, верность своему делу и искреннюю радость от встречи с новым пополнением «орлят» — вот что читают ребята в представлении взрослого коллектива, и эта атмосфера становится привлекательным образцом, который берут для подражания отряды.
Кончился общий сбор. Необычное ощущение наполненности испытывают и взрослые, и ребята. Все чувствуют усталость и возбуждение, и никому не хочется расходиться.

Словно наступил праздник, в котором ты был самым главным. И вот все получилось, как ты хотел.

— Вчера был общий сбор,— записал в дневнике Гриша Портной. — Что это такое, рассказать невозможно. Это надо самому видеть, самому почувствовать... Все время такое чувство, будто разговаривают только с тобой, и когда вдруг услышишь мощный гул недовольства или увидишь, что вместе с тобой смеется весь этот народ, становится еще лучше... Понимаешь, что не ты один так думаешь и чувствуешь...

И еще на таком собрании устают ноги. Смешно? Нисколько. Хотя ты и сидишь, и тебе удобно, но все время незаметно для себя чуть приподнимаешься в сторону выступающих, хочешь возразить, согласиться, спорить... Я подсчитал, за час сбора выступило человек сорок. А из нашего отряда — шестеро. Когда кто-то из ребят идет выступать, все ему свои мысли, предложения шепчут...

Каково же значение общего сбора для коллектива, для его будущего?

Прежде всего, благодаря полученной на сборе информации, в сознании ребят обозначились те ценности, те перспективы, которые ориентировали коллектив в его дальнейшем движении. Привлекательные черты первичного коллектива и общелагерного взаимно дополняли друг друга, создавали желание быть членом сообщества «орлят».

Количество просмотров: 5631  

Добавить комментарий

1. Реализация проекта организации летнего отдыха детей «Шаг в будущее» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. «Полное погружение»: программа летней профильной смены в бассейне ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
7. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
8. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
9. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
10. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
11. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
12. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
13. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
14. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
15. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
16. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
17. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы