Концепция работы детского молодежного движения «Поколение» Калининского района города Новосибирска
В октябре 2001 года в Калининском районе была создана Районная детская общественная организация «Поколение». В 2009 учебном году РДОО «Поколение» приняла форму районного детского молодежного движения (далее – РДМД «Поколение»).
В отличие от детской организации, детское движение не имеет жесткой структуры и постоянного состава членов, деятельность основывается на объединении активистов образовательных учреждений для достижения поставленных целей (проведение мероприятий, акций, общение и пр.). Отличительной чертой РДМД «Поколение» является активизация детей и подростков образовательных учреждений Калининского района для участия в социально-значимой работе.
Деятельность РДМД «Поколение» объединяет школьников Калининского района в общем деле реализации таких социально-значимых задач, как: общественное взаимодействие, социальная ответственность, развитие коммуникативных навыков, развитие личностных и профессиональных компетенций, общественно полезное служение, формирование нравственных, общественно позитивных ценностей.
РДМД «Поколение» оказывает содействие в формировании детских активов образовательных учреждений Калининского района. Школьники Калининского района, активисты образовательных учреждений объединяются для достижения задач, поставленных конкретной программой, акцией.
РДМД «Поколение» осуществляет подготовку и проведение общественно-значимых мероприятий, направленных на развитие социального творчества детей и подростков (смотров проектов и программ, профильных лагерей, фестивалей и слетов вожатых, журналистов, руководителей детских активов, активистов детского движения). Поэтому для меня, как руководителя РДМД, основная цель работы – создание условий для формирования социальной активности и гражданской позиции обучающихся через различные виды социально значимой деятельности.
Задачи:
– создание благоприятных условий для сознательного выбора сферы социально-значимой деятельности;
– воспитание качеств партнёра социального взаимодействия;
– овладение навыками организаторов социально-значимых дел;
– развитие основных творческих способностей;
– развитие навыков конструктивного общения в коллективе и социуме;
– овладение навыками анализа, критического осмысления ситуации, видения проблем, умения находить конструктивные решения;
– формирование сознательного понимания личной и общественной безопасности, умения действовать в критических ситуациях;
– обогащение общей культуры обучающихся, развитие ценностного отношения к людям и обществу.
Особенностью работы с активистами РДМД является то, что процесс воспитания активной гражданской позиции, подготовки лидеров, активистов строится так, чтобы дети приобретали гражданскую грамотность, навыки организаторской работы через активное участие в общественной жизни, социально значимую деятельность для разных категорий людей (в том числе, сирот, инвалидов, престарелых, ветеранов). Этот процесс строится на основе сотрудничества, совместной деятельности, взаимного уважения и доверия педагогов и обучающихся.
В основе педагогических действий лежат следующие ключевые понятия:
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.
Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющаяся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующая социальную сущность человека.
Активность – усиленная деятельность.
Активная жизненная позиция – энергичная деятельность человека, направленная на решение социально значимых целей, на изменение, преобразование, улучшение жизни людей.
Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Самовыражение, самореализация – осознаваемый и субъективно-значимый процесс и результат развития и проявления ребёнком, присущих ему качеств и способностей, возможностей в деятельности и отношениях.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Ответственность - обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение, обязанность отвечать за свои поступки и действия;
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование;
Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями.
Педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижение в личностном росте, жизненным и профессиональным самоопределением.
Гражданственность (гражданская позиция) – чувство неразрывной связи со своим народом, осознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее прогрессивное развитие.
Активисты РДМД «Поколение обучаются сразу по нескольким направлениям деятельности: вожатское, журналистика и штаб.
Секция «Журналистика» направлена на создание условий для приобретения навыков конструктивного и делового общения у подростков, ориентирование на деятельность профессионального журналиста. Обучение позволяет познакомить подростков с основами журналистского мастерства. Осуществлять подготовку и выпуск районной детской газеты «Отражение».
В процессе обучения, обучающиеся развивают в себе такие качества, как целеустремлённость и коммуникативность. Приобретают знания по истории возникновения журналистики, журналистским жанрам, способам получения информации, источникам информации, типам СМИ, графическим моделям газеты, редакционному менеджменту.
В результате обучения журналистскому делу активисты РДМД будут знать и четко ориентироваться в направленности основных ветвей дерева жанров, знать назначение трех основных направлений журналистики; задачи информационных жанров; ь задачи аналитических жанров; задачи художественно-публицистических жанров; правила макетирования, планирования и верстки номеров; уметь анализировать написанные материалы, происшедшие события, выделять их значимость, определяя дозу попадания в газету фактов, настроений, анализа; уметь ориентироваться в направленности и задачах газеты в целом и отдельно каждой полосы; уметь создавать материалы, отвечающие задачам всех трех направлений журналистских жанров; уметь спланировать тематическую подборку, страницу, номер газеты; писать материалы в газету «Отражение» в разных жанрах.
Секция «Вожатый» дает возможность раскрыть творческие способности обучающихся в сфере организационной, культурно-досуговой деятельности, приобрести опыт работы с временными детскими коллективами. Обучающиеся приобретают навыки вожатской работы. Знакомятся с нормативно-правовой документацией деятельности вожатого, особенностью работы в детских оздоровительных лагерях различного типа, основами игротехники. Получают знания в области общей, возрастной психологии, специальной психологии и психологии общения, знакомятся с основами оформительского дела и пр.
После прохождения этого курса активисты владеют различной классификацией игр и игровых техник (подвижные игры, игры с залом, игры на воздухе, ролевые игры, игры-шутки и др.) в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный; умеют качественно провести игру в любой возрастной группе с различным контингентом детей; могут разработать конкурсно-игровую и др. программу (идея, содержание, создание, организация, проведение, оформление, призы, анализ), учитывая психологические, возрастные и личностные особенности участников данной программы.
«Штаб РДМД «Поколение». Программа Штаба РДМД направлена на создание условий для научения подростков основам социального проектирования, планирования социально-значимой деятельности. Штабисты учатся планировать свою деятельность, развивают организаторские способности, приобретают навыки анализа, учатся рефлексии. Обучаются социальному проектированию, КТД.
В практическом разделе этого блока обучающиеся учатся организовывать и проводить различные социально-значимые дела: социальные акции, проекты, конкурсы и др. Среди прочих – ежегодная Школа актива района, в рамках которой организуется обучение активистов образовательных учреждений по разным направлениям деятельности органов ученического соуправления.
В процессе обучения в штабе РДМД «Поколение» у активистов формируются лидерские качества. Активисты Штаба умеют самостоятельно разработать и реализовать социальный проект, работать кураторами на районных школах актива. А также занимаются исследованиями развития детского движения в районе, социологическими опросами, становятся организаторами социально-значимых дел в районе и городе самостоятельно и совместно со школьниками Калининского района – активистами ученического самоуправления.
После обучения выпускники РДМД «Поколение» обладают качествами, помогающими в социальном взаимодействии (толерантность к людям, сострадание, стремление к активному преображению действительности, взаимопомощи, доброжелательность, взаимоуважение, милосердие), а также качествами, присущими лидерам (решительность, самостоятельность, инициатива, активность); владеют навыками анализа, критического осмысления ситуации, видения проблем, умения находить конструктивные решения, а также приобретают навыки конструктивного и делового общения через ориентирование на социально-значимую деятельность.
Количество просмотров: 3304 |
Добавить комментарий