Мультипликационная студия – инновация в инклюзивном образовании ДОО
В последние годы в нашей стране активно развивается практика инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время в обществе отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: большинство убеждено, что образование должно быть доступно для всех без исключения. Основной вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ реализовал в полной мере свои образовательные потребности и получил богатый социальный опыт.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" подчеркивается приоритетное направление по созданию условий для увеличения доступности образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среде обычно развивающихся сверстников, получение ими качественного образования без дискриминации.
Образовательный процесс дошкольной организации предусматривает уход и заботу о детях, воспитание и обучение, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям: родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; общества (преодоление социальной сегрегации (разделение по какому-либо признаку) и повышения уровня социальной устойчивости); государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов) – то есть всех групп заказчиков.
Наша работа посвящена проблемам инклюзивного образования: созданию службы психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; созданию новых форм образования, которые обеспечили бы возможность инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в группе вместе с обычными детьми. Поэтому в нашей дошкольной организации была организована мультипликационная студия, которая направленна на решение вопросов социального права каждого ребенка жить в обществе и быть его полноценным участником.
В начале 2015-2016 учебного года в детском саду был разработан и реализован проект, который вовлекал детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в творческое пространство мультипликационной студии. Цель проекта – художественно-эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в процессе приобщения их к созданию мультипликационных фильмов.
В связи с этим были сформулированы следующие задачи:
– проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу в области инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
– стимулировать интерес педагогов к проблеме всестороннего развития дошкольников с особыми образовательными потребностями, формированию их художественного вкуса, эстетического восприятия;
– сформировать интерес к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, развить у них зрительно-двигательную координацию, ручную моторику, восприятие предметов;
– разработать и апробировать проект программы приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к художественной культуре в ходе коррекционно-педагогического процесса;
– организовать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, вовлекая родителей в совместный с педагогами коррекционно-педагогический процесс;
– распространять полученный педагогический опыт.
Для реализации проекта были созданы педагогические условия, способствующие развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на основе интеграции образовательных областей.
Дошкольная организация располагает психолого-педагогической службой, которая обеспечивает аналитическую помощь педагогам и родителям, а также оказывает коррекционно-развивающую поддержку воспитанникам. Мультипликационная студия имеет специальное оборудование для создания мультфильмов: мультстанок, видеокамеру, штатив, микрофон, компьютер, ноутбук.
Методы реализации проекта
№ п/п |
Задачи |
Мероприятие |
Сроки |
Участники |
I |
Ориентировочно-аналитический этап |
|||
1 |
Обзор существующих концепций и технологий |
Анализ литературы, Интернет-ресурсов |
С сентября 2015г и в течение всего проекта |
Воспитатели, специалисты ДОО |
2 |
Подготовка педагогического коллектива |
Семинар: «Использование проектного метода обучения в художественно-эстетическом развитии детей с ОВЗ» |
Сентябрь 2015г |
Педагоги ДОО |
|
|
Круглый стол: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования» |
Октябрь 2015 г |
Педагоги ДОО |
II |
Исследовательско-проективный этап |
|||
1 |
Разработка индивидуально-ориентированных программ |
Заседание ПМПк ДОО |
Октябрь 2015 г |
Педагоги ДОО |
2 |
Создание мультипликационного фильма детьми с ОВЗ |
Слушание музыкальных произведений, создание мультобразов из сыпучих материалов, работа на мультстанке, монтаж (руководитель мультстудии) |
Декабрь 2015 г |
Все участники образовательного процесса |
III |
Инновационно-преобразующий этап |
|||
1 |
Просмотр мультипликационного фильма «Мечта» |
|
Январь 2016 г |
Все участники образовательного процесса |
2 |
Обобщение практических материалов |
Участие в мероприятиях района, города |
Январь 2016г |
Педагоги ДОО |
Проект краткосрочный – реализовывался в течение пяти месяцев. Он состоял из трех этапов, в ходе которых решались определенные задачи с помощью различных форм и методов, с привлечением всех участников образовательного процесса. Созданный детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья мультипликационный фильм в технике «песочного искусства» можно посмотреть, перейдя по ссылке: (https://cloud.mail.ru/public/HXqn/2YzALHWZu).
При условии реализации данного проекта мы рассчитывали получить следующие результаты:
– разработана и частично апробирована вариативная Программа приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к художественной культуре в ходе коррекционно-педагогического процесса;
– повышение компетентности педагогов в вопросе развития дошкольников с особыми образовательными потребностями в области художественно-эстетического развития;
– сформирован интерес к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с помощью создания мультипликационного фильма;
– разработан информационно-методический материал для родителей по созданию мультипликационного фильма;
– подготовлен и систематизирован методический материал для педагогов дошкольного образования по вопросу художественно-эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Таким образом, делаем вывод о том, что, реализовывая данный проект, мы добились того, что:
– дети с особыми образовательными потребностями активно взаимодействуют и развиваются вместе с другими ребятами;
– дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают такие компетенции, как: уверенность в своих силах, любознательность, чувство ответственности, коммуникативность, умение доводить начатое до конца;
– родители проявляют интерес к педагогическому процессу и желание непосредственно активно в нем участвовать;
– педагоги ДОО создают «методическую копилку» по данному направлению (аудиотека, видеоматериалы, анкеты, опросные листы, конспекты занятий, иллюстративный и художественный материал);
– ДОО наблюдается улучшение психологического и творческого климата;
– педагоги представляют опыт работы ДОО на различных уровнях.
Наша дошкольная образовательная организация поддерживает инклюзивную культуру, реализует инклюзивную практику и действует в инновационном режиме.
Литература:
1. Алехина С.В. Состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России https://msr.nso.ru/sites/msr.nso.ru/wodby_files/files/document/2015/01/documents/alehina_sost_tendenc.pdf.
2. Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие. Детская киностудия «Поиск» – Новосибирск, 2010.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Количество просмотров: 9357 |
Добавить комментарий