Специфика коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» в структуре АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
С сентября 2016 г. вступает в силу ФГОС УО (ИН). Учебный план АООП данного стандарта содержит коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» для детей с УО (II вариант) [3].
Что же такое «Альтернативная коммуникация»? Это – средства, способы, системы, которые помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить себя и лучше понимать происходящее [4].
У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно [3].
В связи с этим, обучение детей альтернативной коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Целью данного коррекционного курса является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия [3].
Для достижения заданной цели АООП ставит перед собой основные задачи реализации содержания:
1. Освоить доступные средства невербальной коммуникации: взгляд, мимику, жест, предмет, графические изображения, знаковую систему.
2. Освоить таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набор букв как средства коммуникации. Научиться составлять коммуникативные таблицы и тетради для общения в школе, дома и в других местах.
3. Освоить технические коммуникативные устройства [2].
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Альтернативная коммуникация используется в работе с детьми со следующими видами нарушений:
1. Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).
2. Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).
3. Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.
4. Специфические органические нарушения артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
5. Приобретённые заболевания или травмы [4].
На занятиях по Альтернативной коммуникации используют следующие материалы:
– графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
– аудио и видеоматериалы.
При построении коррекционной работы следует придерживаться следующих принципов:
1. Принцип «От более реального к более абстрактному». При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
2. Принцип «Избыточности информации». Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
А. Показываем картинку «дом» и игрушку «дом».
Б. Используем напечатанное слово «дом».
В. Показываем жест «дом».
3. Принцип мотивации. Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности.
4. Принцип функционального использования. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации [4].
3 основных этапа построения коррекционной программы по формированию коммуникативных и речевых навыков средствами вербальной и невербальной коммуникации.
1 этап – Активизация подражательной деятельности.
Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т. п. Способность ребёнка подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого.
2 этап – Активизация речевого подражания.
Что входит в этот этап?
– Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
– Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
– Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
– Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут, с названиями игрушек и знакомых предметов.
– Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа (“Дай пить”).
3 этап – Расширение объема понимания речи. Содержание данного этапа включает в себя:
– Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и “Одень куклу”, “Строим башню”).
– Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок (данная работа проводится при изучении лексико-грамматических тем).
– Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия (“Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит”).
– Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).
– Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий (“Покажи, кто спит?”).
– Обучение пониманию различных вопросов «Где? Куда? Откуда? На чем?» – для выяснения местонахождения предметов.
– Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого?) – для выявления объекта действия (“Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама?”).
– Обучение пониманию вопроса чем? (“Покажи, чем рисует девочка?”).
– Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок (Кто катается на санках? А кто на лыжах? И т.д.).
– Выполнение действий в определенной последовательности без предмета (“Сядь-встань-попрыгай”).
– Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и “Поручение”) [2].
Примерное содержание занятий коррекционного курса может содержать следующие приемы работы:
1. Выражение мимикой согласия, удовольствия, приветствие (прощание);
2. Обращение за помощью;
3. Ответы на вопросы с использованием мимики жеста, звучащего предмета, предъявлением предметного символа, графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), карточек с напечатанными словами, таблицы букв, а также с использованием компьютера. [2]
Таким образом, в результате использования средств альтернативной коммуникации мы можем получить следующие результаты.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. [2]
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:
-понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
-умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения:
-качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
-понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических знаков.
-умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими речь устройствами.
3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
-мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
-умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации,
-умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения (использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
4. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
6. Чтение и письмо: начальные навыки чтения и письма [2].
Список используемой литературы
1. Методические рекомендации по ФГОС ОВЗ Минобрнауки РФ.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
3. Приказ № 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор – составитель Штягинова Е.А., психолог. Новосибирск, 2012.
Количество просмотров: 25841 |
Комментарии
Ольга опубликовано
Гость опубликовано
Страницы
Добавить комментарий