Деятельность учителя в условиях информатизации

 
 

Орлова Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 153 г. Новосибирска

 

Деятельность учителя в условиях информатизации

Все происходящие реформы в системе образования замыкаются на конкретном исполнителе – учителе. Педагог является главной фигурой в реализации на практике всех нововведений.

На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Одна из важнейших задач педагога состоит в создании условий обучения, в которых дети могли бы раскрыть свои возможности уже в начальной школе, а также мы должны подготовить их к жизни в конкурентном информационном мире.

К ИКТ-компетентности учителя можно отнести знание электронных пособий по предмету, таких как электронные учебники, коллекции цифровых образовательных ресурсов в интернете. Умение находить, оценивать, отбирать и демонстрировать необходимую информацию в соответствии с поставленными учебными задачами так же является неотъемлемой частью содержания. Кроме того, чтобы найти и отобрать информацию, ее нужно правильно преподнести учащимся, а для этого необходимо уметь устанавливать программы на компьютер, пользоваться проектором и интерактивной доской, уметь создавать собственный электронный дидактический материал.

В своей практике я использую разные направления, которые тем или иным образом способствуют формированию ИКТ-компетентности обучающихся:

– работа с ЦОРами;

– использование программного обеспечения Microsoft Office для выполнения д/з;

– использование возможностей Дневник.ру;

– подготовка и реализация индивидуальных и коллективных проектов;

– использование интернет-ресурсов как в урочной, так и внеурочной деятельности (https://www.matific; https://uchi.ru);

– обмен и сохранение информации;

– использование возможностей индивидуальных телефонов фотоаппаратов, планшетов, с учебной целью (создание фильмов, фиксация интересных фактов, поиск и обмен информацией);

– использованием программного обеспечения интерактивной доски Smart Board;

– внеурочные занятия по робототехнике на базе LEGO WeDo.

Школьная жизнь ребенка насыщена событиями и коммуникациями. В течение учебного года все мероприятия фотографирую и собираю в отдельный каталог. В конце года на собранный материал в программах Киностудия Windows Live, Windows Movie Maker «накладываю» музыку (детские песни, которые учили на музыке или к праздникам), получаются кино- или фотолетописи школьной жизни. Уже вышло четыре серии: «Первый раз в первый класс», «Классная жизнь – «Мы»», «Классная жизнь «Удивительное рядом», «Мы – выпускники». Эти фильмы использую как поощрение учеников и родителей в конце учебного года за активное участие в жизни класса и школы.

Работая в летний период в пришкольном лагере СТИМ, реализовала проект «Новосибирск культурный». С отдыхающими детьми мы посещали культурные учреждения города Новосибирска и из пластилина подготовили мультфильм «Этот мир без границ».  В коллективном проекте «Мы живем в России», обучающиеся моего класса подготовили фильм «Русская изба». В нём ребята постарались раскрыть этимологию современных слов, которые пришли к нам из прошлого.

Использую возможности «Дневник.ru», цель которого является создание единой информационной сети для учителей, учеников, родителей. Очень важно, когда родители и дети не только могут увидеть фиксированную оценку за проделанную работу, но и посмотреть, где получился пробел в умении применять свои знания, на что нужно обратить внимание. На уроках с детьми мы анализируем результаты, и, исходя из анализа, строится дальнейшая работа. С родителями проводятся подробные консультации не только очные, но и через систему электронного дневника, через мою страничку, где я прикрепляю свои разработки.

Для начальной школы разработала цифровые образовательные ресурсы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), презентации «Две недели в лагере здоровья», с использованием программного обеспечения интерактивной доски Smart Board: тестовые задания, обучающие видеоуроки для детей, родителей, педагогов, flash – анимации, а также интерактивные приложения.

Наиболее интересным для обучающихся, считаю внеурочные занятия по информатике и робототехнике на базе LEGO WeDo. Младшие школьники относятся к роботам как к игрушкам, поэтому интерес к занятиям у них очень высок. Необходимо поддерживать этот интерес активной деятельностью, которая приводит к реальным результатам. Только когда ребенок увидит плоды своего творчества, у него появится желание углублять свои знания и усложнять объекты деятельности. Робототехника опирается на знания электроники, механики, кибернетики и других дисциплин. Обучающиеся 2-4 классов же при решении подобных задач ориентируется на сведения, полученные на уроках математики, технологии, внеурочного курса «Умники и умницы». Интеграция этих курсов на занятиях по информатике и робототехнике помогает детям открыть их для себя на новом уровне, в результате чего они совершенствуют свои учебные результаты.

Свои занятия строю в три этапа:

1. Знакомство с принципами работы простейших механизмов и примерами их использования в простейших моделях; выработка умения читать технологические карты; взаимодействовать в команде; знакомство с понятием программы и принципом программного управления.

2. Сочетание в одной модели сразу несколько изученных простейших механизмов; закрепление навыков чтения и составления технического паспорта и технологической карты, включающие в себя описание работы механизма; знакомятся с основами алгоритмизации, изучают способы реализации основных алгоритмических конструкций;

3. Развитие технического творчества обучающихся посредством проектирования и создания учащимися собственных моделей; участия в выставках творческих проектов.

Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе учителем начальных классов – актуальная задача, а, следовательно, педагог должен продолжать постоянно совершенствовать ИКТ-компетентность, как часть профессиональной компетентности. Недаром в профессиональном стандарте педагога выделены три компонента ИКТ-компетентности: общепользовательский, общепедагогический и предметно-педагогический.

Самое главное – данное направление позволяет повысить качество обучения, творчески развиваться каждому школьнику, формирует основу умения учиться и организовывать свою деятельность, что на данном этапе модернизации образования является приоритетным.

Источники информации:

1. Портал “Российское образование” [Электронный ресурс]. URL: www.edu.ru.

2. “Единое окно доступа к образовательным ресурсам”: window.edu.ru.

3. Коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru.

4. Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru.

Количество просмотров: 13475  

Комментарии

Спасибо за работу!

Страницы

Добавить комментарий

1. Мобильное электронное образование: перспективное пространство для современной школы
2. Деятельность учителя в условиях информатизации
3. Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС
4. Формирование речевой компетенции на уроках английского языка через применение технологии «развития критического мышления через чтение и письмо»
5. Организация внеурочной деятельности по предмету «История» в рамках реализации ФГОС ООО
6. Формирование речевой коммуникации и навыков социализации у подростков с ТНР в условиях специализированной (коррекционной) школы-интерната
7. Модели карьерной стратегии молодого учителя
8. Специфика коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» в структуре АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы