Деятельность учителя в условиях информатизации
Все происходящие реформы в системе образования замыкаются на конкретном исполнителе – учителе. Педагог является главной фигурой в реализации на практике всех нововведений.
На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.
Одна из важнейших задач педагога состоит в создании условий обучения, в которых дети могли бы раскрыть свои возможности уже в начальной школе, а также мы должны подготовить их к жизни в конкурентном информационном мире.
К ИКТ-компетентности учителя можно отнести знание электронных пособий по предмету, таких как электронные учебники, коллекции цифровых образовательных ресурсов в интернете. Умение находить, оценивать, отбирать и демонстрировать необходимую информацию в соответствии с поставленными учебными задачами так же является неотъемлемой частью содержания. Кроме того, чтобы найти и отобрать информацию, ее нужно правильно преподнести учащимся, а для этого необходимо уметь устанавливать программы на компьютер, пользоваться проектором и интерактивной доской, уметь создавать собственный электронный дидактический материал.
В своей практике я использую разные направления, которые тем или иным образом способствуют формированию ИКТ-компетентности обучающихся:
– работа с ЦОРами;
– использование программного обеспечения Microsoft Office для выполнения д/з;
– использование возможностей Дневник.ру;
– подготовка и реализация индивидуальных и коллективных проектов;
– использование интернет-ресурсов как в урочной, так и внеурочной деятельности (https://www.matific; https://uchi.ru);
– обмен и сохранение информации;
– использование возможностей индивидуальных телефонов фотоаппаратов, планшетов, с учебной целью (создание фильмов, фиксация интересных фактов, поиск и обмен информацией);
– использованием программного обеспечения интерактивной доски Smart Board;
– внеурочные занятия по робототехнике на базе LEGO WeDo.
Школьная жизнь ребенка насыщена событиями и коммуникациями. В течение учебного года все мероприятия фотографирую и собираю в отдельный каталог. В конце года на собранный материал в программах Киностудия Windows Live, Windows Movie Maker «накладываю» музыку (детские песни, которые учили на музыке или к праздникам), получаются кино- или фотолетописи школьной жизни. Уже вышло четыре серии: «Первый раз в первый класс», «Классная жизнь – «Мы»», «Классная жизнь «Удивительное рядом», «Мы – выпускники». Эти фильмы использую как поощрение учеников и родителей в конце учебного года за активное участие в жизни класса и школы.
Работая в летний период в пришкольном лагере СТИМ, реализовала проект «Новосибирск культурный». С отдыхающими детьми мы посещали культурные учреждения города Новосибирска и из пластилина подготовили мультфильм «Этот мир без границ». В коллективном проекте «Мы живем в России», обучающиеся моего класса подготовили фильм «Русская изба». В нём ребята постарались раскрыть этимологию современных слов, которые пришли к нам из прошлого.
Использую возможности «Дневник.ru», цель которого является создание единой информационной сети для учителей, учеников, родителей. Очень важно, когда родители и дети не только могут увидеть фиксированную оценку за проделанную работу, но и посмотреть, где получился пробел в умении применять свои знания, на что нужно обратить внимание. На уроках с детьми мы анализируем результаты, и, исходя из анализа, строится дальнейшая работа. С родителями проводятся подробные консультации не только очные, но и через систему электронного дневника, через мою страничку, где я прикрепляю свои разработки.
Для начальной школы разработала цифровые образовательные ресурсы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), презентации «Две недели в лагере здоровья», с использованием программного обеспечения интерактивной доски Smart Board: тестовые задания, обучающие видеоуроки для детей, родителей, педагогов, flash – анимации, а также интерактивные приложения.
Наиболее интересным для обучающихся, считаю внеурочные занятия по информатике и робототехнике на базе LEGO WeDo. Младшие школьники относятся к роботам как к игрушкам, поэтому интерес к занятиям у них очень высок. Необходимо поддерживать этот интерес активной деятельностью, которая приводит к реальным результатам. Только когда ребенок увидит плоды своего творчества, у него появится желание углублять свои знания и усложнять объекты деятельности. Робототехника опирается на знания электроники, механики, кибернетики и других дисциплин. Обучающиеся 2-4 классов же при решении подобных задач ориентируется на сведения, полученные на уроках математики, технологии, внеурочного курса «Умники и умницы». Интеграция этих курсов на занятиях по информатике и робототехнике помогает детям открыть их для себя на новом уровне, в результате чего они совершенствуют свои учебные результаты.
Свои занятия строю в три этапа:
1. Знакомство с принципами работы простейших механизмов и примерами их использования в простейших моделях; выработка умения читать технологические карты; взаимодействовать в команде; знакомство с понятием программы и принципом программного управления.
2. Сочетание в одной модели сразу несколько изученных простейших механизмов; закрепление навыков чтения и составления технического паспорта и технологической карты, включающие в себя описание работы механизма; знакомятся с основами алгоритмизации, изучают способы реализации основных алгоритмических конструкций;
3. Развитие технического творчества обучающихся посредством проектирования и создания учащимися собственных моделей; участия в выставках творческих проектов.
Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе учителем начальных классов – актуальная задача, а, следовательно, педагог должен продолжать постоянно совершенствовать ИКТ-компетентность, как часть профессиональной компетентности. Недаром в профессиональном стандарте педагога выделены три компонента ИКТ-компетентности: общепользовательский, общепедагогический и предметно-педагогический.
Самое главное – данное направление позволяет повысить качество обучения, творчески развиваться каждому школьнику, формирует основу умения учиться и организовывать свою деятельность, что на данном этапе модернизации образования является приоритетным.
Источники информации:
1. Портал “Российское образование” [Электронный ресурс]. URL: www.edu.ru.
2. “Единое окно доступа к образовательным ресурсам”: window.edu.ru.
3. Коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru.
4. Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru.
Количество просмотров: 10641 |
Комментарии
Гость опубликовано
Страницы
Добавить комментарий