Одаренные дети – будущее России
(работа с одаренными детьми по предмету «Русский язык и литература»)
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Одарённость – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.
Работа по развитию одарённой личности будет успешной, если она имеет системный характер, объединяет усилия всех заинтересованных сторон: школы, детей, родителей. Занятия с группой одарённых учащихся способствуют:
– повышению познавательного интереса школьников к предмету;
– развитию творческой инициативы, исследовательской активности и интеллектуальных способностей учеников;
– принятию нестандартных решений и прогнозированию результатов;
– развитию коммуникативных возможностей.
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности (и эти две дисциплины имеют широкие возможности для работы с одарёнными детьми).
Мною отработана и дает положительный результат технология обучения учащихся устной и письменной речи, что легло в основу обобщения опыта по методической теме «Комплексный анализ текста как средство речевого развития школьника». На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся. Таким образом, моя инновационная деятельность характеризуется новыми подходами к обучению: текстоориентированным, функциональным, которые обеспечивают соединение двух линий – линии языка и линии речи. Это повышает коммуникативную составляющую обучения. Для меня важно создание таких условий, которые обеспечивают наиболее полное раскрытие речевых способностей обучающихся, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей.
В своей деятельности ставлю определенные цели:
– обеспечение широкой общеобразовательной подготовки обучающихся на высоком уровне;
– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка;
– выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.
Работу с одаренными детьми строю на принципах:
– индивидуализации обучения (наличие индивидуального плана обучения –
высший уровень);
– опережающего обучения;
– комфортности в любой деятельности;
– разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
– возрастания роли внеурочной деятельности;
– развивающего обучения;
– добровольности.
Эффективная деятельность подтверждается высокими результатами:
1. Ростом качественной успеваемости на выпуске в 9-ом и 11-ом классах.
2. Призовыми местами в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
3. Призовыми местами в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
4. Участием в Региональном этапе Всероссийской олимпиады.
5. Получением дипломов лауреатов фестиваля «Творчество».
6. Ежегодным участием в игре «Русский медвежонок» (призовые места).
7. Ежегодным участием в игре по литературе «Пегас» (призовые места).
8. Участием в Молодежном филологическом чемпионате (призовые места).
9. Участием в НПК «Учение с увлечением» (призовые места).
10. Ежегодное участие в городской конференции «Разумное, доброе, вечное».
Достичь таких результатов помогает систематическая работа в выбранном направлении.
Составляя программы по предметам и план воспитательной работы классного коллектива, уделяю особое внимание работе с одарёнными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.
Уроки строю с использованием современных образовательных технологий.
1. Технология развивающего и проблемного обучения.
Развитию одаренности обучающихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемно-диалогический метод обучения предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащийся самостоятельно открывает новую идею или проблему, имеющую непосредственное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию и превращает учение в творческий процесс. Например, подбираю серию вопросов, одну строчку стихотворения или высказывания известных людей, которые бы послужили импульсом к творческой работе. Иллюстрацией этого положения может быть серия вопросов в системе уроков по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»:
1) В какой семье: Ростовых, Болконских или Курагиных – ты хотел бы жить?
2) Какая она – счастливая семья?
3) Лиза и Андрей Болконские. Почему они несчастливы?
4) Наташа Ростова и Андрей Болконский могут создать счастливую семью?
5) В чем истинная красота человека? и пр.
2. Разработала несколько тем с применением модульной технологии («Деепричастие», 6 кл.; «Предлог», 7 кл.; «Односоставные предложения», 8 кл.; «Комплексный анализ текста», 10-11 кл.)
3. Технология критического мышления.
Часто использую такой прием графической организации текста, как кластер. Этот вид работы способствует развитию мыслительной деятельности. Применяю его до изучения темы или как форму систематизации информации по итогам прохождения материала.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
Эти технологии и электронные образовательные ресурсы незаменимы при самостоятельной поисковой, творческой работе учащихся, так как дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов творческих работ, исследовательских проектов, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере.
5. Здоровьесберегающие технологии.
Выполняя учебную программу, формирую у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ними доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
6. Технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Один из основных вариантов качественного образования одаренных – индивидуализация обучения, или индивидуализированные задания. Использую четыре вида: обязательные, альтернативные (выборочные), дополнительные задания, которые я предлагаю сама, и задания, тему которых предлагают сами ученики. В процессе выбора ученик взвешивает предпочтительные и второстепенные варианты желаемого, что повышает мотивацию выполнения заданий. Применение индивидуализированных заданий в процессе обучения должно носить системный характер в плане объема, сложности, обратной связи. (Например, при изучении лирики А.А. Блока разбираем цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Предлагаю следующие варианты заданий:
1) Обязательное: чтение стихотворений цикла; ответы на вопросы: какой предстает лирическая героиня? Какое место в книге занимает лирический герой?
2) Выборочное: основные положения философии В. Соловьева, воспринятые Блоком; «биографический контекст» цикла.
3) Дополнительное: связь цикла с традициями русской романтической лирики.
4) Задания, тему которых предлагают сами ученики: иллюстрирование цикла; чтение стихов наизусть).
7. Деятельностный подход.
Организую работу так, чтобы ребенок был хозяином своей деятельности. Он:
– ставит цели,
– решает задачи,
– отвечает за результаты.
8. Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Используя метод проектов, большое внимание уделяю исследовательской деятельности. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ученику инициативу в организации своего развития. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Подобная модель организации учебного процесса будет воспитывать у учащихся исследовательские компетенции.
Подготовлены и защищены проекты: «Языковые средства оформления Web-сайтов», «Мир запахов в художественной прозе А.П. Чехова», «Время в поэзии Ф.И. Тютчева», «Слово душа в лирике Н. Рубцова», «Бледная» лексика в лирике М.Ю. Лермонтова», «Категория отрицания в лирике М.Ю. Лермонтова»). Работаю со специально отобранной группой обучающихся. Это даёт мне возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской деятельности. Результаты работы ребята представляют на научно-практической конференции.
Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, в парах, проблемно-исследовательские, игровые (групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей).
Организовать работу с одаренными детьми мне помогают следующие формы.
1) Я использую разноуровневое обучение. Почти по всем учебным темам материал представляю на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. У меня накоплен банк разноуровневых заданий и упражнений, проверочных работ.
2) Индивидуально-групповые занятия, которые позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. В результате расширяется круг интересов и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.
3) Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Обучающиеся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения.
4) Часто на уроках использую «консультантов». Мотивированные учащиеся в определённой образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе. Для практических занятий подбираю материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников.
5) Предлагаю обучающимся индивидуальные домашние задания повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива). Практически на каждом занятии даю задания поисково-исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа.
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету. Применяю самые разнообразные методы и формы: проведение недели русского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения (например, Пушкинские, Лермонтовские), литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно-творческих работ, интеллектуальные игры и марафоны. В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный мною из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.
Активно и результативно участвуют мои ученики во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Пегас», «Молодежный филологический чемпионат», олимпиада «Ломоносов».
В школе созданы профильные классы. Это классы со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. Работа в этих классах способствует углублению знаний, совершенствованию ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
В помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности провожу факультативные, элективные курсы по предмету.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Опыт показывает, что развитию одарённости мотивированных обучающихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Работа с родителями в данном направлении включает:
– проведение тематических родительских собраний: «Роль семьи в формировании личности одарённого ребёнка», «Одарённый ребёнок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников»;
– групповые консультации для родителей: «Современная семья: трудности и надежды», «Одарённый ребёнок в семье и школе»;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.
И, конечно, всегда поощряю детей грамотами, дипломами и за высокие результаты в работе, и за участие.
Количество просмотров: 6306 |
Добавить комментарий