Способности и одаренность
Изучению одаренности посвящено очень много работ.
Однако полученные результаты никак не адекватны
количеству затраченного на эти работы труда.
Это объясняется ошибочностью исходных установок
очень многих из исследований и неудовлетворительностью
тех методик, которые в них по большей части использовались.
С.Л. Рубинштейн
Необходимость изучения темы в том, что работа с одаренными детьми должна быть другой и отличаться от работы с «простыми» детьми, т. к. развивать способности у таких детей надо немедленно, чтобы они не зачахли на корню.
В современной психологии и педагогике также актуален вопрос об одаренности. В настоящее время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Это как раз те люди, которые имеют хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, т.е. одаренные люди. Но судить об одаренности следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по той деятельности, которую выбирает сам ребенок.
Само понятие «одаренный» изменялось на протяжении XX века. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В одаренные попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако составители тестов заметили, что высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Поэтому вопросы об одаренности попадали в поле зрения исследователей и практиков снова и снова.
1972 г. в официальном докладе государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.
«Одаренными и талантливыми учащимися являются профессионально подготовленные люди обладающие, выдающимися способностями, с высоким потенциалом достижения». Такие дети требуют дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
– общие интеллектуальные способности;
– конкретные академические способности;
– творческое, или продуктивное, мышление;
– лидерские способности;
– художественные и исполнительские искусства;
– психомоторные способности.
Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Точно характеризуя суть явления, это определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: «дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта М. А. Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые» и «мудрые».
Реальная педагогика научилась различать три категории одаренных детей.
– Первая категория, дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
– Вторая группа, на существование которых реагирует педагогическая практика, – дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
– Третья группа: дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).
Таким образом, определим одаренность как индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях. При этом развитие способностей – это продукт взаимодействия внутренних задатков и внешних социальных факторов. Значит, однозначно определить термин «одаренность» невозможно. Можно придерживаться той или иной точки зрения. Либо обобщать всё и приходить к своему пониманию.
Существуют следующие виды одаренности:
1. Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
2. Художественная одаренность.
3. Творческая одаренность.
4. Лидерская или социальная одаренность.
5. Практическая одаренность.
Интеллектуальная и академическая одаренность
Педагогам легче всего увидеть и оценить интеллектуальную и академическую одаренность. Такие дети успешно обучаются в школе, отлично справляются с учебным материалом, имеют хорошую мотивацию к познавательной деятельности. Интеллектуально одаренные дети обладают высоким уровнем интеллекта. Но полного слияния этих типов одаренности невозможно потому, что в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического характера, такие дети не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.
Основным отличием академической одаренности от интеллектуальной считается исключительная способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисциплины и равно успешное и углубленное изучение всех школьных предметов. Как уже отмечалось, к академически одаренным относятся дети, имеющих отличные отметки по всем учебных предметам, что далеко не всегда характерно для интеллектуально одаренных детей.
Художественная одаренность
Существует еще один вид одаренности, который также легко определяется при диагностике учителями – это художественный вид одаренности.
Этот вид одаренности развивается и поддерживается в различных кружках, секциях, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Но серьезной проблемой является то, что часто эти способности не признаются в общеобразовательной школе. Дети, которые обладают художественной одаренностью, много времени отдают оттачиванию мастерства в своей области, и мало уделяют времени учебе, что приводить к непониманию со стороны учителей и одноклассников.
Творческая одаренность
Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Главная особенность этого вида одаренности в нестандартности мышления. Многие специалисты считают, что такая одаренность присуща всем видам одаренности. Однако, дети, обладающие творческой одаренностью, обладают характерными отклонениями в поведении:
– отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
– большая независимость в суждениях;
– тонкое чувство юмора;
– отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
– яркий темперамент.
Лидерская или социальная одаренность
Ещё одна одаренность, которую легко может увидеть учитель – это лидерская или социальная одаренность. Такой вид характеризуется способностью понимать других людей, руководить ими, строить конструктивные взаимоотношения. Эти способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность.
Практическая одаренность
Роберт Стернберг выделяет «практическую одаренность», которая редко признается школой, что не рассматривается как одаренность вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей.
Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он не может делать хорошо. Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.
По определению В. Даля «способный» – это «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
Многие считают, что способности могут бать только врожденными. Но с научной точки зрения, врожденными являются задатки, а способности – это результат развития задатков. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, тем условием успешного выполнения, которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.
По широте способности различаются:
– общие;
– специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т. п.
Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими.
Многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова и И. Мечникова: Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет; едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике и «читал лекции» своим братьям и другим детям; очень рано овладел микроскопом; еще, будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных. Таким образом, ранний подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта.
С другой стороны, выдающиеся умственные способности ребенка могут оказаться лишь временными. В ходе возрастного развития – вместе с развитием интеллекта, происходит утрата некоторых детских возможностей. Ранние признаки способностей должны настроить родителей и педагогов на то, что это может быть первыми признаками истинного таланта. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение. Яркие проявления возрастной одаренности – та почва, на которой могут вырастать выдающиеся способности.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями. Известны слова Л. Н. Толстого о вундеркиндах: «Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!»
Многие думают, что ребенок с выдающимися умственными способностями не будет испытывать трудности в учении и ему уготовано счастливое детство. Но в дальнейшем таким детям трудно и дома и в школе. У родителей наряду с чувством радости за такого необычного ребенка еще возникает озабоченность, о чрезмерном увлечении такого ребенка. Некоторые родители восхищаются успехами своего ребенка, при этом демонстрируя знакомым и незнакомым его возможности. Это приводит к непониманию среди сверстников, сомнениям и тщеславию подростка.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным.
Конфликты с товарищами бывают вызваны и тем, во что играют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм. Среди «выдающихся» детей есть своего рода «фанаты» умственных увлечений – иногда они оказываются прогульщиками, которым жалко терять время на занятия в школе, поскольку они отвлекают от того, чем они сейчас захвачены. Некоторые вообще хотели бы заниматься только тем, что для них загадочно и ново. И на кружки многие из них ходят до тех пор, пока еще не научились чему-то, не разобрались – а затем интерес пропадает. Во всем этом выступает одна из показательных, частых черт характера ребенка с ранним подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.
Такие дети обычно сразу же стремятся заниматься сами. Их задевает и обижает, если кто-нибудь из взрослых пытается руководить приготовлением уроков. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они порой дотошно добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, которые готовы всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Это может обнаруживаться и на уроках, и во внешкольных занятиях. Рано созревшие интеллектуально дети, опираясь на логику, способны порой прийти к ошарашивающим взрослых нравственным суждениям. От них, например, можно услышать в подростковом возрасте, что родителям никто ничем не обязан. Но это их не смущает.
Сильные и слабые стороны такого ребенка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться «хватая на лету», может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься.
Определяя контингент классов необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития всех детей с повышенными умственными способностями. Если у подростка сформировалась склонность к более глубокому изучению предметов, он может удовлетворить ее посещая соответствующие факультативы и спецкурсы.
После выявления детей с незаурядными умственными способностями возникает вопрос, как их учить и чему, чтобы учение способствовало их оптимальному развитию.
Хорошо развиты такие формы обучения с одаренными детьми:
– специализированные классы;
– специализированные школы;
– спецкурсы;
– внешкольные кружки;
– профильное обучение в старших классах;
– заочные школы и т.д.
Такие формы обучения ориентированы на индивидуальную работу с ребенком и дают возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, освоить его на повышенном уровне. В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.
В старших классах нужна более глубокая дифференциация обучения. В школах создаются три отделения: гуманитарное, естественнонаучное и техническое. Каждое из них имеет профилирующие предметы в учебном плане. Объем изучения зависит от сложности и возможности выделить больше времени за счет непрофилирующих дисциплин.
Очень важное место с одаренными детьми занимает участие их в олимпиадах. Работу по подготовке таких детей необходимо проводить в течение всего учебного года. Олимпиады способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, развитию творческих способностей в разных областях, научной и практической деятельности.
Немаловажным является и создание условий для развития всесторонней личности. Учитель должен контролировать развитие ребенка, а также стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию и упорному труду. Талант – это 1% способностей и 99% пота. Чтобы работать с талантливыми детьми учитель сам должен постоянно самосовершенствоваться, работая над собой.
Можно рассмотреть четыре стратегии в обучении при работе с одаренными детьми.
Ускорение. Учитывая потребности и возможности определенной категории детей, предлагается интенсивное изучение программ, дифференцируемыми по различным уровням одаренности.
Углубление. Предполагается глубокое изучение тем, дисциплин, представляющих больший интерес у детей.
Обогащение. Качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы.
Проблематизация. Такой тип обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Фокус обучения в этом случае – использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Формы обучения одаренных детей.
В условиях школ, ориентированных на работу с одаренными детьми, могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
Таким образом, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей и тем более для детей одаренных.
Педагог должен хорошо владеть принципами развивающего обучения, включая специальные умения применять дифференцированных программ для одаренных детей, а также владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке.
Детская одаренность – сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности.
Одаренность зависит более всего от методов воспитания. У одних педагогов ученики почти целыми классами становятся отличниками, а у других половина учится «посредственно». Значит, от того, какие методы и технологии применяет учитель, будет зависеть умственная одаренность детей.
Одаренность не зависит от материального благополучия. Это хорошо известно и эти факты постоянно раздражают психогенетиков-радикалов. Очевидно, что если бы дело хотя бы немного было в генах, то дети вырастали бы клонами, точными или смешанными копиями своих родителей, как физически, так и интеллектуально. Но, по разным причинам, этого не наблюдается, или бывает, случается подчиняясь законам близким к форме случайного распределения. Каждый человек знает, что даже в преуспевающих в бизнесе и творчестве семьях могут возникнуть трудности в воспитании и образовании детей. Напротив, в малообеспеченных семьях при определенных условиях появлялись гении.
Одаренность не зависит от генов. Вывод о том, что гениальность, вопреки традиционному заблуждению, по большому счету, не зависит от генов, доказывают и те многочисленные факты, что в семьях гениев, не знающих специальных, или каких-то особых методов воспитания, вырастают обычные дети. В начавшуюся эпоху искусственного оплодотворения к этим же выводам приводят современные наблюдения за детьми, зачатыми от спермы нобелевских лауреатов и звезд эстрады и кино. Сегодня таких детей в мире насчитываются десятки тысяч и многие уже стали взрослыми. И, наоборот, там, где в обычных семьях нашли и смогли применить специальные приемы раскрытия человеческого потенциала, вырастали таланты, выдающиеся люди и гении. Сотни случаев воспитания животными в течение многих столетий наблюдений показали абсолютную утрату человеческого интеллекта и способностей у детенышей любых родителей, независимо от генов. Это также наглядно демонстрирует преобладание фенотипа, то есть окружающей среды и условий воспитания над генотипом, различиями генов у человека.
Количество просмотров: 30309 |
Добавить комментарий