Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей

 
 

Горелова Ольга Владимировна,

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

МБОУ С(К)Ш № 1 г. Новосибирска

 

Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей

Нарушение слуха или полная его потеря, конечно, очень печальный диагноз и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Но гораздо больнее осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка – одиночество и изоляция. За полноценное существование неслышащего малыша можно и нужно бороться.

Э. И. Леонгард, ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное воспитание» им. A.B. Запорожца, президент центра по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей, к.п.н.

Для каждого человека естественно ходить, слышать и видеть. Но, к сожалению, ни одна семья не застрахована от появления в ней ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в частности, ребенка с нарушением слуха. Такие дети нуждаются в родительской любви и заботе намного больше, чем их здоровые сверстники.

Каковы же причины рождения глухих детей?

– Наследственность.

– Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания: грипп, краснуха, менингит, корь, энцефалит, скарлатина, отит и осложнения, которые они вызывают.

– Сильные токсикозы на протяжении всей беременности.

– Роды до 32 недели беременности.

– Прием лекарств матерью, которые запрещены во время беременности.

– В результате мутации генов у совершенно здоровых родителей, ничем не болеющей во время беременности и исполняющей все предписания врача-гинеколога матери.

– Атрофия слухового нерва или его недоразвитость.

– Деформация слуховых косточек во внутриутробном развитии.

– Травмы во время родов или механические травмы после рождения.

– Химические отравления матери во время беременности.

– Алкоголизм родителей.

Когда здоровые родители узнают, что их ребенок не слышит, их этот факт приводит к тяжелому кризису. Почти у всех родителей нарушаются нормальные взаимоотношения с окружающими людьми, иногда прерываются все связи со знакомыми и друзьями; меняется стиль жизни семьи, часто в семье создается атмосфера нервозности, часто кончающаяся разводом. Даже те матери, которые уже имеют здоровых детей, реагируют страхом и неуверенностью на поведение своего особенного ребенка. Адаптация к нарушению слуха у ребенка протекает в разных семьях по-разному, однако исследователи выделяют несколько общих стадий: шок, защитное отрицание, агрессия, депрессия и признание нарушения. У некоторых родителей весь процесс адаптации занимает несколько дней, у большинства (в случае сложной структуры дефекта у ребёнка) он длится до двух лет. Естественно, что иногда это время увеличивается, а некоторые родители так никогда и не приходят к адекватному восприятию проблемы.

В коррекционной школе я работаю более 20 лет. В самом начале своей профессиональной деятельности однажды я случайно наблюдала ситуацию, когда мама на улице разговаривает со своим глухим ребенком-школьником, как с нормально слышащим. Он молчал… Мама говорила… Для кого? Для него? Для себя? Для окружающих? Тогда меня это сильно затронуло. Почему? Ведь специалисты школы во все времена проводили работу с родителями, помогали им научиться общаться со своим ребенком, учили методам и приемам развития слуха и речи. В этом случае процесс адаптации уже затянулся, у мамы сформировались комплексы. Она сама не смогла принять своего ребенка таким, какой он есть. Как же его должен принять социум? И как можно говорить о толерантности в обществе, в детском коллективе, если в этом случае нужно воспитывать толерантное отношение родителей к своему собственному ребенку, который не такой, как другие дети, который требует к себе иного отношения, иного образовательного маршрута. Имея особенного ребенка, родители тоже должны стать особенными, найти в себе силы меняться, учиться. Это огромный труд – воспитывать детей, а воспитывать детей с ограниченными возможностями здоровья – труд во сто крат сложнее.

Основной проблемой между слышащими родителями и глухим ребенком всегда была и остается коммуникация. Родители и дети не умеют общаться между собой, впоследствии у них пропадает желание это делать. Из-за проблем в общении возникают проблемы детско-родительских взаимоотношений. Зачастую дети с нарушением слуха окружаются чрезмерной родительской заботой. Родители, чаще мамы, сразу же отвечают на требование внимания со стороны ребенка, не умея объяснить ему, что нужно немного подождать. Возможно, с этим связана склонность глухих детей к импульсивности. Многое из того, что ребенок может сделать сам, за него делают взрослые, все самостоятельные действия ребенка контролируются. В результате подобного проявления гиперопеки ребенок рискует вырасти несамостоятельным и неприспособленным к жизни. Нередки случаи, когда родители дистанцируются от собственных детей, не принимают участия в их жизни, не интересуются их успехами и неудачами. А ведь именно родители должны открыть для ребенка этот мир и помочь ему найти в нем свое место.

Специальная (коррекционная) школа призвана помочь родителям в воспитании детей с нарушениями слуха, полноценному общению в семье. Для этого проводятся индивидуальные беседы родителей с психологом, классным руководителем, консультации с учителем по развитию восприятия и воспроизведению устной речи, во время которых педагоги учат родителей специальным методам и приемам, с помощью которых они смогут плодотворно заниматься с детьми. Проводятся тематические родительские собрания, родительские гостиные, совместные с детьми праздники.

Только включение родителей в обучение своих детей дает им возможность возвращения к нормальной жизни, их личной адаптации. Как только родители начинают понимать, что они способны помочь своему ребенку, они все свои силы направляют на дело, а не на слезы. Они ведут своего ребенка по жизни, сами видят, как он развивается, искренне радуются его успехам, потому что это и их успехи тоже.

Хочу закончить свое повествование не как педагог, а, скорее, как мама:

Не за конфеты и игрушки нас любят дети,

А лишь за то, что нет роднее нас на свете,

За слово, за плечо и за внимание,

Добро, тепло, взаимопонимание.

Представляю Вашему вниманию проект родительского собрания для родителей младших школьников «Роль родителей в мотивации к устной речи детей с нарушениями слуха», в котором представлены методы и приемы работы с детьми в домашних условиях.

Приложение. Проект родительского собрания для родителей младших школьников «Роль родителей в мотивации к устной речи детей с нарушениями слуха»

Источники:

http://www.rae.ru/forum2012/pdf/3321.pdf

http://www.2mm.ru/malysh/zdorove-rebenka/284/gluhoy-ne-znachit-izgoy

Э.И. Леонгард, Е.Г.Самсонова, Е.А.Иванова. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард, М., Теревинф, 2009

Количество просмотров: 11253  

Добавить комментарий

1. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
2. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из инструментов воспитания социальной толерантности
3. Воспитание толерантности у подростков
4. Воспитание толерантности на уроках внеклассного чтения
5. Воспитание толерантности у детей с нарушенным слухом через творческую деятельность
6. Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей
7. Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема
8. Воспитание толерантности подростков к детям-инвалидам в условиях школьного образовательного пространства
9. Воспитание толерантности в условиях коррекционной школы
10. Мой необычный педагогический опыт
11. Формы организации взаимодействия в разновозрастной группе воспитанников школы-интерната
12. Активные формы обучения на уроке экономики
13. Правовое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время в условиях МБОУ «Экономический лицей»
14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
15. Использование интерактивных методов обучения на уроках
16. Школа юного патриота как средство формирования активной жизненной позиции несовершеннолетних
17. Воспитание толерантности через взаимодействие педагогов и родителей
18. Патриотическое воспитание: традиции и инновации
19. Каллиграмма как элемент диалога культур в обучении литературе
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Страницы

1. Активизация самостоятельной учебной деятельности на уроках биологии в 7 классе: приёмы и методы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся при обучении биологии ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Подходы и методы в обучении иностранным языкам в моей педагогической практике ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы