Патриотическое воспитание: традиции и инновации

 
 

Мамаева Елена Александровна,

социальный педагог социально-реабилитационного центра

для несовершеннолетних «Снегири» г. Новосибирска

 

Патриотическое воспитание: традиции и инновации

Уважение и любовь к родине – качество, необходимое в равной степени и обществу в целом, и каждому отдельно взятому человеку. Отсутствие патриотических качеств у ребенка имеет реальную опасность для развития его личности. В социально-реабилитационный центр «Снегири» попадают дети в основном из неблагополучных семей, и это напрямую откладывает отпечаток на их социальное развитие в целом.

Моя задача как социального педагога, имея определенные педагогические инструменты, воспитывать у детей любовь и уважение к Родине через целенаправленную системную работу, которая ведется в нашем Центре уже долгое время.

Я работаю по авторской программе «Радуга позитива», одно из направлений которой патриотическое воспитание. Составленный план мероприятий по патриотическому воспитанию имеет общую цель – воспитание уважения к своему краю и стране через активизацию познавательной и эмоциональной сферы воспитанников. Преимуществом такой системной работы является максимальный охват возрастных категорий детей от 8 до 17 лет с учетом их возрастных особенностей. Стоит отметить и соревновательную составляющую многих мероприятий, что является хорошим стимулом для проявления активности воспитанников. Кроме того, ежегодно тематика и содержание корректируется в связи со значимыми событиями и датами.

Так, в 2012 году, объявленном в России Годом истории, отмечалось 75-летие Новосибирской области; в Центре проводились мероприятия, связанные с этой датой:

– посещение библиотечных уроков в библиотеке им. братьев Гримм по теме: «История и природа Новосибирской области»,

– дети ездили с экскурсиями в Краеведческий музей,

– участвовали в викторине «История, природа НСО»,

– итогом стала творческо-поисковая игра-эстафета: «Пароль – Новосибирская область». Игра доставила удовольствие не только детям, но и взрослым помощникам и развила навыки поисковой работы.

2013 год – 100-летия со дня рождения А. И. Покрышкина. В центре стартовала краеведческая акция «Героический сибиряк». Это был целенаправленный поиск информации по изучению боевой и трудовой биографии легендарного летчика. Во время этой акции дети побывали с экскурсией по памятным местам, где жил, учился и работал А. И. Покрышкин, а также – в одноименном музее, возложили цветы у памятника и постамента прославленного лётчика. Всё это оформилось в выпуск «Боевого листка» и творческую презентацию.

2014 год – год русских писателей и поэтов. Наши воспитанники стали лауреатами в областном конкурсе «Пушкиниада», в центре стартовала акция «Читая басни», посвященная И. А. Крылову, которая оформилась в творческую презентацию и выставку.

2015 год – 70-летия Победы, воспитанники Центра приняли участие в городской акции помощи ветеранам «Ветеран живет рядом». Целью акции являлась адресная помощь ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда, проживающим в Новосибирске. Группа из 6 воспитанников сделала уборку и помыла окна у семьи Юрьевых Александра Григорьевича и Нины Ивановны. Ребята получили прекрасную возможность не только услышать и сохранить в памяти живые воспоминания ветеранов, но и подарить им самое ценное – внимание молодого поколения к их судьбам.

 

Воспитание патриотизма – это формирование готовности к её защите. Проведение ежегодного праздника «День защитника Отечества» помогает в этом. Каждый год мероприятие проходит по-разному, так, в 2014 году в проведении помогала творческая группа ПКиО «Сосновый бор»: совместными усилиями вместе с воспитанниками была организована концертная программа для приглашенных ветеранов и тружеников тыла.

 

2015 год – праздник проходил в виде военной игры-эстафеты при помощи курсантов Высшего военного института МВД РФ и восковой части МВД РФ 3287.

В феврале 2016 года наш Центр являлся организатором конкурса-смотра строя и песни «Готов служить России» среди подведомственных учреждений Новосибирской области, где воспитанники демонстрировали навыки начальной строевой подготовки.

 

Еще одно веяние времени – участие в социально-ориентированных акциях. 2012 год – мы первый раз приняли участие в такой акции, это был слет молодежного актива в составе команды ТОС «Снегири».

Городская общественная детская организация (НАДО) совместно с Новосибирским комитетом охраны окружающей среды и комитетом по делам молодежи мэрии г. Новосибирска – организатор социальных акций, в которых мы приняли участие:

– 2012 год – акция по очистке Дендропарка «120 добрых дел»;

– 2013 год – «Бал осенних листьев»;

– 2014 год – «Весенняя неделя добра»;

– 2015 год – мы приняли участие в акциях по уборке острова Медвежий «Экологический агиттеплоход» и «Экофестивале» по уборке Парка культуры и отдыха «Сосновый бор».

Эти акции способствуют развитию духовно-нравственных качеств у воспитанников, где дети становятся активными участниками, что позволяет им почувствовать меру ответственности за выполняемые поручения. У детей повышается чувство собственной значимости и востребованности, это также способствует формированию детского коллектива и воспитывает трепетное отношение к своей малой родине.

Большое место в патриотическом воспитании занимает сотрудничество с войсковой частью МВД РФ 3287, это и совместные мероприятия «День открытых дверей», и игра «Зарница», и посещения музея воинской славы.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания является посещение историко-патриотической выставки в краеведческом музее, Экспоцентре, а также памятников героям ВОВ.

Воспитанники нашего Центра посещают праздничные мероприятия, посвященные героям Отечества.

С удовольствием наши воспитанники принимают участие в играх по станциям «День России», «День флага», «День добра и согласия» и многих других.

Очень часто наши дети выступают на площадках района с концертной программой для ветеранов и пожилых людей.

В мае 2016 года трудные подростки группы «Линия жизни» стали победителями в военизированной эстафете «Славим подвиг и мужество» среди областных центров.

Огромное разнообразие форм и методов традиционной работы по патриотическому воспитанию обогащается новыми подходами, где дети – не только пассивные зрители, но и активные участники различных мероприятий.

Количество просмотров: 12842  

Комментарии

Достойно уважения, столько мероприятий, большое разнообразие, здорово...

Страницы

Добавить комментарий

1. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
2. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из инструментов воспитания социальной толерантности
3. Воспитание толерантности у подростков
4. Воспитание толерантности на уроках внеклассного чтения
5. Воспитание толерантности у детей с нарушенным слухом через творческую деятельность
6. Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей
7. Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема
8. Воспитание толерантности подростков к детям-инвалидам в условиях школьного образовательного пространства
9. Воспитание толерантности в условиях коррекционной школы
10. Мой необычный педагогический опыт
11. Формы организации взаимодействия в разновозрастной группе воспитанников школы-интерната
12. Активные формы обучения на уроке экономики
13. Правовое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время в условиях МБОУ «Экономический лицей»
14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
15. Использование интерактивных методов обучения на уроках
16. Школа юного патриота как средство формирования активной жизненной позиции несовершеннолетних
17. Воспитание толерантности через взаимодействие педагогов и родителей
18. Патриотическое воспитание: традиции и инновации
19. Каллиграмма как элемент диалога культур в обучении литературе
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Страницы

1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы