«Вместе читаем и размышляем»: использование художественной литературы при подготовке к эссе по обществознанию

 
 

Овчинников Алексей Алексеевич,

учитель истории

МБОУ СОШ № 148 г. Купино Новосибирской области

 

«Вместе читаем и размышляем»: использование художественной литературы при подготовке к эссе по обществознанию

Одним из наиболее сложных заданий ЕГЭ и олимпиад по истории и обществознанию сами ученики называют создание текста эссе. По их мнению, очень сложно правильно структурировать текст и подобрать аргументацию, привести примеры из литературы, истории и социальной практики. Как в данном случае помочь ученикам? Один из вариантов решения проблемы: чтение книг и последующее обсуждение прочитанного. Данная форма работы способствует закреплению обществоведческих и исторических знаний, формирует навык аргументировать свои мысли, критически оценивать новости, тенденциозно подаваемые СМИ. Великолепные художественные образы позволяют создать «фильтр оценки реальности» и как следствие более глубоко понять происходящие в мире процессы. Для того что создать качественный текст эссе, необходимо прививать у ребенка вкус к хорошей литературе.

Критерии подборки художественного произведения вполне очевидны. Во-первых, произведение должно быть небольшим по объему, чтобы ученики могли найти время на его прочтение и первичное осмысление. Во-вторых, оно должно содержать яркие, зачастую гротескные образы – взывающие сильную эмоциональную реакцию юного читателя. Бесспорно, что сильные эмоциональные впечатления читателя – способствуют запоминанию прочитанного и побуждают мыслить. Для усиления эмоционального эффекта можно использовать яркие карикатуры. В-третьих, содержание произведения должно отражать процессы и явления, изучаемые на уроках истории и обществознания, быть связанным с часто предлагаемыми темами эссе.

На олимпиадах разного уровня часто встречаются темы, связанные с природой власти и становлением тоталитарного государства. В данном случае ученикам можно предложить прочитать сатирическую повесть –притчу Дж. Оруэлла «Скотный двор». В процессе обсуждения – ученики размышляют о том, как постепенно происходит переход от попытки построить «идеальное общество» свободных и равноправных животных к жуткому концлагерю. Ученики отмечают, что животные начинают свою борьбу за свободу и счастье под девизом: «Слабые или сильные, умные или глупые – все мы братья! Ни одно животное не должно убивать других животных. Все животные равны». Итог их борьбы печален и, к сожалению, предсказуем – главной заповедью их фермы стало высказывание: «Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие».

Интересен ученикам образ главы этого жуткого мирка – кабана Наполеона. Он хитер и жесток, использует репрессии и репрессивный аппарат в лице выращенных им собак для усиления личной власти и подавления инакомыслия. «Свинья, окружившая себя псами», к сожалению, вполне реальный образ власти, как и то что среди псов идет постоянный отбор по принципу личной преданности и жестокости.

Данное произведение прекрасно иллюстрирует процесс становления тоталитарного государства, показывает, куда могут завести светлые идеи.

Еще одной интересной темой для размышления является проблема ответственности ученого за результаты своей деятельности. В данном случае вместе с учениками перечитываем рассказ Михаила Михеева «Бактерия Тима Маркина». По сюжету Тим Маркин – талантливый, но феноменально невнимательный студент-медик начинает свои эксперименты с бактериями. Сначала все идёт вполне безобидно, но потом он создают бактерию, способную за короткий срок уничтожить всё живое на земле. «Тим, если твою бактерию разнесет ветром по всему миру, то на пятые сутки она высосет весь кислород, она затопит все материки и океаны. Через пять суток земля превратится в голую пустыню, без растений, без животных и без людей. Теперь ты понял, что ты соорудил?»

Оставить его опыты удается в самый последний момент. Ученики пытаются понять ход мысли и действий, безусловно, талантливого, но совершенного безответственного человека. В эпоху стремительного научного прогресса такие произведения все более актуальны, наука имеет огромные возможности: как созидания, так и разрушения.

Использование художественной литературы при подготовке учеников к ЕГЭ и олимпиадам способствует развитию их мыслительных и творческих способностей, учит их осмыслению реальности через призму вечных ценностей.

Количество просмотров: 9648  

Комментарии

Логично. Статья имеет практическую направленность, как в прочем и все у данного автора. Спасибо за талант. Советы ценны при условии, что дети действительно что-то прочтут.

Страницы

Добавить комментарий

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы