Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы средствами элементов образовательной технологии «Образ и мысль»

 
 

Шрайнер Алена Германовна,

учитель начальных классов

МБОУ КШИ «Сибирский Кадетский Корпус»

 

Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы средствами элементов образовательной технологии «Образ и мысль»

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

И. Г. Песталоцци

Современная школа нацелена на достижение не только предметных, а также на достижение личностных и метапредметных результатов основной образовательной программы. Важность формирования метапредметных результатов обучения не вызывает сомнений у современного учителя.

Каждый учитель понимает невозможность перекладывания своих знаний в голову ученика, и поэтому ищет способы формирования различных умений: самостоятельного учения, планирования познавательной деятельности, самостоятельного поиска информации, а также формирования понимания важности овладения УУД своими учениками. Всё это конкретизирует общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

В своей профессиональной деятельности реализую формирование УУД различными образовательными технологиями и методами, и в этой статье хочу поделиться одной из них. На мой взгляд, наиболее интересной современной технологией обучения является технология «Образ и мысль».

Технология «Образ и мысль» представляет собой описание процесса организации деятельности детей, которым предлагается рассматривать и обсуждать произведения изобразительного искусства разных исторических эпох, созданные разными народами. Эта программа построена на развитии визуального мышления. Разглядывая эти произведения и детали картины, учащиеся высказывают свои идеи и мысли. Целью данной программы не является запоминание картин и их авторов. Цель программы – всестороннее интеллектуальное развитие. Она достигается путем решения следующих задач: формирование умений анализировать и обобщать путем восприятия зрительных образов, формирование умений формулировать свою точку зрения и аргументировать ее. В процессе изучения художественного произведения учитель помогает ученикам вопросами: «Что вы видите на этой картине?», «А что вы здесь увидели такого, что позволяет вам так думать?», при этом педагог дублирует ответ ученика, не оценивая содержание ответа и не выказывая свое отношение к ответу ученика. Таким образом, оказывая поддержку каждому ученику.

Элементы этой технологии я использую на уроках русского языка, математики, окружающего мира и других. Используя технологию «Образ и мысль», я создаю условия для формирования метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля, самооценки. Формируются навыки мыслительных операций: обобщения, аналогии, классификация; навыки самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и др.

Элементы образовательной технологии «Образ и мысль» можно использовать на различных этапах урока любого предмета. Создавая слайды в электронных презентациях, можно организовать урок. Например, на уроке русского языка успешным является этап введения нового материала, построенный согласно технологии «Образ и мысль». Привлекая внимание обучающихся к доске, я задаю вопросы: «Что вы видите на доске?» (рис.1).

Примерные ответы детей:

– Это словосочетания.

– В первом столбике слова подходят друг другу.

– Во втором столбике словосочетания не имеют смысла.

– Во втором столбике словосочетания имеют другой смысл.

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова» я так же начинаю с вопросов: «Что вы видите на доске?» (рис.2)

Примерные ответы детей:

– все слова существительные,

– в первом столбике все слова заканчиваются на мягкий знак,

– у всех слов в конце слова шипящий звук,

– в первом столбике слова женского рода,

– во втором столбике слова мужского рода.

Если ребята не замечают важных фактов, я задаю вспомогательные вопросы: «Что общего между словами в первом столбике (во втором столбике)?». Самые важные вопросы задаю после всех ответов: «Какой вывод можно сделать?», «Какая тема нашего урока?», «Чему мы с вами сегодня научимся?», «Как вы думаете зачем нам надо этому научится?»

Разглядывая этот слайд (рис.3), ученики отвечали:

– Это математические выражения.

– Все примеры на сложение.

– Первые два примера из одинаковых чисел.

– Сумма одинакова в первых двух выражениях.

– Слагаемые поменялись местами.

Ученики сами приходят к выводу, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. И конечно с легкостью решают последнее математическое выражение. Учителю достаточно задать один вопрос: Что вы видите на доске?»

На уроке окружающего мира ученики, разглядывая эти картинки (рис.4), сразу понимают, что в первом столбце деревья, во втором кустарники, в третьем травы.

Я задаю вопрос: «Что вы увидели на картинках такого, что вам позволяет так думать?» Ученики сразу находят видовые отличия:

– у деревьев один ствол,

– у кустарников много стволов,

– у трав нет ствола, есть стебель и т.д.

И задав еще несколько вопросов, я услышала и цель урока, и зачем нужны эти знания, и как их можно закрепить и углубить.

Мой опыт работы показал, что используя элементы вышеуказанной технологии, можно достичь достаточно высоких результатов. Мои ученики могут сами сформулировать определение или правило, посмотрев на таблицу, схему или картинку. Прменение этой технологии я начинаю с первого класса, с учениками мы сначала рассматриваем иллюстрации и картинки в учебнике. Рассматривая иллюстрации, ученики догадываются о теме урока, далее могут сформулировать его цель и задачи. В дальшейшем я предлагаю ученикам рассмотреть предложенные мной слайды, схемы, таблицы и чертежи. Рассмотрев их, ученики высказывают свою точку зрения, делают выводы.

Развивая метапредметные результаты, важно использовать всё разнообразие образовательных технологий, методов и приемов. Конечно, для развития метапредметных результатов недостаточно использовать только элементы технологии «Образ и мысль», но она вполне способствует развитию УУД учащихся, которые дополняют «портрет выпускника начальной школы».

Количество просмотров: 13709  

Добавить комментарий

1. Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий
2. Проектирование и реализация формирования метапредметных результатов обучающихся через формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка
3. Формирование универсальных учебных действий учащихся – условие повышения качества образовательного процесса
4. Метапредметный подход и функции учителя на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
5. Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики
6. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы средствами элементов образовательной технологии «Образ и мысль»
7. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
8. Заглянуть за кулисы природы
9. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы на уроках английского языка
10. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
11. Система оценивания предметных и метапредметных результатов естественнонаучного образования как ресурс повышения качества образовательной деятельности учащихся
12. Формирование метапредметных УУД в исследовательской деятельности обучающихся
13. Содержание метапредметных компетенций у студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко (на примере синтеза дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 Классное руководство»)
14. Формирование метапредметных результатов в процессе организации и проведении образовательных квестов в школе для лиц с нарушением слуха
15. Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов
16. Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов
17. Психолого-педагогическое осмысление феноменов «метапредметные результаты», «метапредмет», «метапредметность»
18. «Где текст, там жанр»: современные принципы действий с текстом на уроке литературы
19. «Луч света – от фантазии к реальности»
20. Повышение эффективности обучения детей-кинестетиков на уроках русского языка

Страницы

1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы