Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий

 
 

Осинцева Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 
 
 

Кондратьева Вероника Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «коучинг», зародившийся в начале 70-х годов XX века. Под коучингом мы понимаем содействие повышению эффективности и результативности обучения, а также личностного и профессионального развития другого человека. Цель коучинга в образовательной организации – научить учиться, сделать человека способным к самостоятельному обучению, что, безусловно, перекликается с результатами, обозначенными во ФГОС НОО. Это дает нам право предполагать, что данную технологию, пришедшую из сферы бизнеса, можно эффективно применять в образовательной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и научно-методических материалов в сети Интернет показал, что коучинг успешно применяется при обучении взрослых и в высших учебных заведениях. Существует также немало примеров успешной системной реализации технологии на второй и третьей ступенях образования. Опыт использования коучинга в начальной школе носит описательный и фрагментарный характер. По большей части, он заключается в разработке уроков с применением элементов технологии на отдельных этапах. Таким образом, актуальными вопросами являются оценка возможности выстраивания целостной системы работы в начальной школе в логике технологии «коучинг»; подбор приёмов, согласующихся с психофизиологическими особенностями обучающихся 7-10 лет и технологическими особенностями коучинга; выявление эффективности технологии в формировании результатов ФГОС НОО.

Освоение и реализация технологии «коучинг» в управленческой и образовательной деятельности являются одной из ключевых тем инновационной деятельности МАОУ «Лицей № 9» в 2016-2017 учебном году. В рамках научно-методических советов организовано теоретическое осмысление педагогами сущности и особенностей коучинга, знакомство с его основными инструментами. Эта работа позволила сделать вывод о том, что психологической и философской основой технологии являются гуманистический подход в психотерапии (А. Маслоу, К. Роджерс), сократовский метод диалога, психоаналитическая теория З. Фрейда. В педагогике технология близка к личностно ориентированному подходу (Ш. Амонашвили, Г. Селевко, И. Якиманская и др.) и развивающему обучению (Д. Эльконин, В. Давыдов).

Апробация выстраивания целостной системы работы в логике коучинга в начальной школе осуществлялась в 1Б (классный руководитель В. Кондратьева) и 1В (классный руководитель Т. Осинцева) классах МАОУ «Лицей № 9» на протяжении 1 полугодия 2016-2017 учебного года. Инструменты технологии применялись на учебных занятиях, в проектировании и реализации модели внеурочной деятельности, в организации внеучебных мероприятий и оформлении пространства класса.

Смещение акцента педагогической позиции с контроля и оценки учебной деятельности на вызов и поддержку саморазвития обучающихся позволило снизить уровень ситуативной школьной тревожности в экспериментальных классах. Уровень школьной тревожности в контрольных классах (1А, 1Г и 1Д) не изменился.

Мы предполагаем, что общее снижение ситуативной тревожности в экспериментальных классах в дальнейшем может послужить основой для повышения уровня учебной мотивации и развития устойчивого учебно-познавательного интереса.

Опишем приёмы, позволяющие педагогу сменить контролирующую роль на ресурсную коуч-позицию.

1. Система открытых продуктивных вопросов.

Невключенное наблюдение при взаимопосещении учебных занятий позволило нам выявить в педагогической риторике ряд непродуктивных вопросов, от которых мы предлагаем целенаправленно отказаться. Первая группа – наводящие вопросы (их маркёром часто выступает частица «ли»). Например, «Нужно ли нам учиться этому?». В данном случае обучающиеся ставят цель формально, реального обучения целеполаганию не происходит. Вторая группа – риторические вопросы. Например, «Все согласны?». Такой тип вопросов не позволяет выявить реальное предметное понимание обучающихся, мешает продвижению к предметному результату.

Сильные (открытые) педагогические вопросы позволяют проектировать идеальный образ познавательной цели, уточнять шаги при её достижении (Чему ты хотел бы сегодня научиться? Для чего учиться этому? Как достичь цели рациональнее? У кого другое мнение?). Подробно типы открытых вопросов на разных этапах учебного занятия описаны О.И. Барановой [2].

Мы полагаем, что сознательное включение в урок открытых вопросов позволяет эффективно формировать умения целеполагания, планирования, контроля и оценки у младших школьников. Нами также осуществлена попытка формулирования тематического планирования в вопросной форме, что позволяет учителю точнее удерживать главный сильный вопрос урока.

2. Активное слушание.

При слушании реплик и версий обучающихся коуч-позиция может проявляться в использовании эхо-техники или (по Н. Максимовой) коммуникативной стратегии переопределения. Высказывание возвращается собеседнику сформулированным иначе. Маркёром такого слушания может быть «правильно ли я тебя понял, что…».

Эффективной также является техника прояснения смыслов говорящего (толкования). Она уместна в случаях, когда смысл версии замутнён (маркёры: «Что ты имеешь в виду…?», «Уточни, что ты хотел сказать фразой…», «Кто понял версию Васи?»).

Такое слушание перенимают и обучающиеся 1 класса, а значит, даже при фронтальной форме работы на уроке преобладают «горизонтальные связи», что позволяет развивать коммуникативные УУД. Уместным в данном случае нам кажется и введение знаков «+» и «-» в качестве реакции на реплику (подробнее описанное в курсе «Введение в школьную жизнь» Г. Цукерман) [4]. Такое коммуникативное поведение первоклассников формирует стратегию отрицания, позволяет развивать умение аргументации, умение слышать другого. За 4 месяца количество «горизонтальных» реплик в течение урока возросло с 0-2 до 12-15 при фронтальной форме работы.

3. Ресурсное отношение к ошибке.

Технология «коучинг» предполагает обучение не на ошибках, а на успехе. Следовательно, в работах учеников предлагается выделять наиболее удачное и акцентировать внимание именно на этом (Поставьте точки под самыми красивыми буквами. Как добиться того, чтобы все буквы в строке стали красивыми?).

Эффективным для формирования ресурсного отношения к ошибке является ведение сборников «Мои любимые ошибки» и «Любимые ошибки нашего класса», обсуждение на уроке понятий «умная ошибка» (ошибка, которая продвинула наше понимание).

По результатам проведенного анкетирования отношение к ошибке в экспериментальных классах существенно изменилось за четыре месяца работы с применением технологии «коучинг».

Также в ходе проведения исследования нами были выявлены частные инструменты, которые, в случае применения в системе, способствуют эффективному формированию УУД у обучающихся начальной школы. Для работы в 1 классе возможно использовать «Колесо развития», кластер, шкалы самооценивания и взаимооценивания, ленту времени, смену ролевой позиции в ходе обсуждения, «Стол менторов». Названные приёмы систематически апробировались нами в урочной, внеурочной деятельности, при проведении родительских собраний и индивидуальных консультаций с родителями/законными представителями обучающихся. Включенное наблюдение выявило динамику в формировании регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (умение слышать другого, аргументация, формулирование авторской версии), познавательных УУД (анализ, синтез, классификация) и читательской компетенции.

Перспективами исследования на второе полугодие 2016-2017 учебного года являются: диагностика сформированности компонентов учебной деятельности, расширение репертуара коммуникативных стратегий первоклассников, продолжение применения различных инструментов «коучинга» и описание полученных результатов, а также – разработка конкретных методических рекомендаций для педагогов.

Таким образом, первый этап апробации технологии «коучинг» показал, что она эффективна при формировании успешной ресурсной позиции младшего школьника в период адаптации к условиям школьной жизни, что подтверждается результатами обследования обучающихся педагогом-психологом МАОУ «Лицей № 9» (низкий процент школьной дезадаптации в экспериментальных классах уже на конец 1 четверти). Кроме того, технология имеет потенциал в качестве инструмента развития всех групп УУД обучающихся.

Литература:

1. Аткинсон М. Коучинг: новые возможности лидерства. Наука и искусство трансформационного коучинга. – М., 2010.

2. Баранова О. И. Коучинг-технология как способ формирования умений соуправления учением у студентов – будущих учителей начальных классов и младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95018.htm.

3. Гульчевская В. Г. Коучинг в воспитательной системе образовательного учреждения (из опыта работы школ и педагогов). – Ростов – на – Дону, 2015.

4. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – М., 1997.

Количество просмотров: 19593  

Комментарии

Татьяна Владимировна, Ваша поисково-исследовательская активность вызывает уважение!
Большое спасибо за внимание к нашей работе и высокую оценку, уважаемая Анна Викторовна!
Очень полезная статья. Благодарю.

Страницы

Добавить комментарий

1. Применение технологии «коучинг» в начальной школе как инструмент развития универсальных учебных действий
2. Проектирование и реализация формирования метапредметных результатов обучающихся через формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка
3. Формирование универсальных учебных действий учащихся – условие повышения качества образовательного процесса
4. Метапредметный подход и функции учителя на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
5. Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики
6. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы средствами элементов образовательной технологии «Образ и мысль»
7. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
8. Заглянуть за кулисы природы
9. Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы на уроках английского языка
10. Формирование универсальных учебных действий на примере урока английского языка в 5 классе
11. Система оценивания предметных и метапредметных результатов естественнонаучного образования как ресурс повышения качества образовательной деятельности учащихся
12. Формирование метапредметных УУД в исследовательской деятельности обучающихся
13. Содержание метапредметных компетенций у студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко (на примере синтеза дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 Классное руководство»)
14. Формирование метапредметных результатов в процессе организации и проведении образовательных квестов в школе для лиц с нарушением слуха
15. Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов
16. Возможности проектной деятельности в формировании метапредметных результатов
17. Психолого-педагогическое осмысление феноменов «метапредметные результаты», «метапредмет», «метапредметность»
18. «Где текст, там жанр»: современные принципы действий с текстом на уроке литературы
19. «Луч света – от фантазии к реальности»
20. Повышение эффективности обучения детей-кинестетиков на уроках русского языка

Страницы

1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы