Содержание метапредметных компетенций у студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А.С. Макаренко (на примере синтеза дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 Классное руководство»)
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, –
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя…
В нем будет мудрость талантливо дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Р. Рождественский
О значимости формирования метапредметных компетенций в образовательной деятельности заговорили в отечественной образовательной среде ещё в 20 веке. В 21 веке сформированность данного вида компетенций становится потребностью, которая формируется обществом, государством (ФГОС) и личностью будущего педагога.
Согласно ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации», образование ориентировано на «преемственность основных образовательных программ» [Закон «Об образовании в РФ» 273 от 29.12.12 ФЗ]. Далее в Законе прописано, что данную программу реализуют уровни общего и профессионального образования, которыми являются организации среднего профессионального образования. Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью формирования метапредметных компетенций обучающихся в качестве основы для непрерывного образования личности и неразработанностью программного обеспечения данного формирования на каждой ступени образования.
Понятие метапредметные компетенции в рамках СПО имеет же свои особенности. Исходя из того, что данное понятие состоят из двух смысловых составляющих, то «метапредмет» (А.В. Хуторской) – «…основосоздающая часть предмета», Н. Громыко и М. Половкова определили, что основополагающим в метапредмете является интеграция; «компетенция» (С.Ш. Чернова) – «единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида…».
Мы определили, что под метапредметными компетенциями следует понимать единство основосоздающих знаний, умений, практического опыта, проявляющихся и используемых человеком в интегративной, межпредметной деятельности.
Считаем необходимым обратить внимание на межпредметные компетенции и в области преподавания некоторых предметов нашего колледжа. На специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» рассмотрим это на примере дисциплины «Психология общения» и профессионального модуля 03 «Классное руководство».
Изучение коммуникативной деятельности педагога, в том числе классного руководителя, показывает, что характер и содержание педагогического общения определяется многими факторами, среди них индивидуальный стиль общения, установка преподавателя – являются определяющими. Однако педагог должен осознанно управлять своим общением с учащимися. Анализируя свой стиль работы с учащимися, педагог должен выбрать наиболее оптимальный, учитывая при этом личностные особенности учащихся, конкретные ситуации, возникающие в учебном процессе, уровень развития коллектива и так далее.
Необходимым условием успешности такого выбора является наличие реалистической установки. Максимально приближенной к объективной оценке явлений, предметов, других людей.
Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, поэтому считаем актуальным вопрос поиска метапредметных компетенций дисциплин «Психология общения» и модуля «Классное руководство».
Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В педагогическом общении реализуются:
– коммуникативная сторона (обмен информацией между субъектами образовательного процесса);
– интерактивная сторона (организация взаимодействия);
– перцептивная сторона (восприятие друг друга субъектами образовательного процесса и установления взаимопонимания).
Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
– взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
– взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
– мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
– взаимодействие и организация совместной деятельности;
– разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
– взаимная удовлетворенность участников общения.
Дисциплина «Психология общения» и ПМ 03 Классное руководство изучаются студентами по учебному плану колледжа параллельно друг другу, что позволяет осуществлять интеграцию тем. В этом учебном году экзамен по профессиональному модулю будет включать в себя элемент демонстрации проведения студентами родительских собраний при участии волонтёров (реальных родителей детей младшего школьного возраста), данный вид работы позволит студентам продемонстрировать не только методически грамотно организованное родительское собрание, но и техники эффективного общения с родителями.
Библиографический список:
1. Колмакова, В.И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредмет-ных компетенций учащихся [Электронный ресурс] / В.И. Колмакова – Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na...(дата обращения: 22.12.2013).
2. Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.12 ФЗ ст.11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/11/ (дата обращения: 22.12.2013).
Количество просмотров: 11210 |
Добавить комментарий