Интерактивное образовательное событие как ресурс повышения эффективности процесса обучения
Образовательные учреждения организуют образовательный и воспитательный процессы согласно утвержденным Федеральным государственным стандартам, которые не только устанавливают требования к структуре, условиям, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, к результатам освоения основных образовательных программ, но и ориентируют на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Согласно ФГОС, выпускник должен быть готов к сотрудничеству, способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Широкую возможность формирования данных характеристик дает применение в практике педагога и администрации интерактивных методов обучения, среди которых метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод и др.
Согласно профессиональному стандарту «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель, учитель) (приказ Министерства труда РФ от 18.10.2013г. № 544-н в ред. Приказа Минтруда России от 5.08.2016 № 422н), воспитательная деятельность включает в себя, среди прочих трудовых действий, реализацию современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, использование их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Под интерактивными формами обучения понимаются такие формы организации совместной познавательной деятельности, которые позволяют интенсифицировать процесс понимания и творческого применения знаний при решении практических задач. Это дискуссии, игры, тренинги и др. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. В итоге создаются комфортные условия обучения и воспитания, обучающиеся чувствуют свою успешность, значимость, причастность, что делает продуктивным процессы обучения и воспитания.
Особенность интерактивных методов и форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Это придает процессу обучения событийный характер.
Согласно В.В. Лобанову[1], «образовательное событие – это специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности». Если образовательное событие происходит во взаимодействии обучающихся между собой, с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и представляет собой совместный процесс познания, в совместной деятельности через диалог, то оно приобретает интерактивный характер, т.е. становится интерактивным событием. В современной практике интерактивные события происходят довольно часто. Это конференции, форумы, турниры, чемпионаты и многое другое. Это знакомые формы организации творческой, познавательной, исследовательской деятельности. В настоящее время интерактивные события широко используются в организации урочной и внеурочной деятельности.
В 2016-2017 учебном году в МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири» города Новосибирска была составлена карта образовательных событий на весь учебный год. В нее вошли все форумы, чемпионаты, конкурсы, олимпиады, фестивали, выставки и т.д. В результате участия в образовательных событиях у обучающихся формируются и развиваются такие ключевые компетентности, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность. При творческом подходе к организации образовательных событий, создании условий для раскрытия каждого его участника и взаимодействия участников события эффективность этот процесс становится более эффективным за счет максимально возможного вовлечения участников события в проживаемую ситуацию.
В целях актуализации свойства интерактивности образовательного события его подготовку начинаем с проектирования события: создание рабочей группы, определение целей, планирование (определение формата, распределение задач между участниками рабочей группы, сбор информации о материально-технических условиях и др., формы анализа результатов и процесса).
В сентябре 2016 года в лицее для учащихся была проведена презентация работы детских объединений в рамках внеурочной деятельности. В актовом зале ребята, занимающиеся робототехникой, вокальным творчеством, дизайном, в военно-патриотическом клубе, «Мыльной ферме», Издательском центре, мастерской «Сансаныча» (моделирование), IT-бригаде, представляли результаты работы за прошлый учебный год и приглашали учащихся к занятиям творчеством, спортом и т.д. Интерактивный характер этого события определялся не только тем, что проектированием его были сами учащиеся, они же были ведущими и основными участниками, но и тем, что зрители в зале имели возможность в онлайн режиме комментировать ход события, выбирать то направление, которое вызвало наибольший интерес и записываться на занятия по выбранному курсу. Комментарии зрителей периодически зачитывались ведущими. В завершение лучший комментарий был отмечен призом, а также награждены те детские объединения, которые, по мнению зрителей, были наиболее убедительны в своей презентации.
Основная задача организаторов интерактивного события – создать условия для взаимодействия участников этого события. Это можно сделать, используя современные средства связи, интернет, коммуникационные приемы. С осени 2016 года в лицее работает Проектный офис, который принимает декларации проектов, разработанных учащимися, помогает в реализации ученических проектов. Любой ученик или группа учащихся, имеющие проектную идею, получают поддержку в Проектном офисе: назначается учитель-куратор, оказывается научная помощь, помощь в практической реализации проекта (материальные условия). Итог подводится на проектной неделе, где учащиеся могут не только представить свой проект на обсуждение, но и оценить другие проекты. Завершается проектная неделя фильмом о лучших лицейских проектах.
Собы́тие – это то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни. В физике (а также в некоторых разделах философии), событие – то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. Нечто различается до и после события. В результате интерактивного образовательного события меняются его участники: педагоги и учащиеся. Они совершенствуют личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, значимости межличностных отношений), метапредметные результаты и универсальные учебные действия, включающие в том числе самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Таким образом, формирование ключевых компетенций через включение интерактивных образовательных событий в практику образовательной организации приводит к прогрессивным изменениям состояния всех участников этого события, а значит, способствует в целом повышению эффективности процесса обучения.
[1] Лобанов В.В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука, 2015. №1.
Количество просмотров: 6985 |
Добавить комментарий