Интерактивное образовательное событие как ресурс повышения эффективности процесса обучения

 
 

Прасолова Ольга Анатольевна,

заместитель директора

МБОУ Лицей № 22 «Надежда Сибири» г. Новосибирска

 

Интерактивное образовательное событие как ресурс повышения эффективности процесса обучения

Образовательные учреждения организуют образовательный и воспитательный процессы согласно утвержденным Федеральным государственным стандартам, которые не только устанавливают требования к структуре, условиям, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, к результатам освоения основных образовательных программ, но и ориентируют на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Согласно ФГОС, выпускник должен быть готов к сотрудничеству, способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Широкую возможность формирования данных характеристик дает применение в практике педагога и администрации интерактивных методов обучения, среди которых метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод и др.

Согласно профессиональному стандарту «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) воспитатель, учитель) (приказ Министерства труда РФ от 18.10.2013г. № 544-н в ред. Приказа Минтруда России от 5.08.2016 № 422н), воспитательная деятельность включает в себя, среди прочих трудовых действий, реализацию современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, использование их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

Под интерактивными формами обучения понимаются такие формы организации совместной познавательной деятельности, которые позволяют интенсифицировать процесс понимания и творческого применения знаний при решении практических задач. Это дискуссии, игры, тренинги и др. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. В итоге создаются комфортные условия обучения и воспитания, обучающиеся чувствуют свою успешность, значимость, причастность, что делает продуктивным процессы обучения и воспитания.

Особенность интерактивных методов и форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Это придает процессу обучения событийный характер.

Согласно В.В. Лобанову[1], «образовательное событие – это специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности». Если образовательное событие происходит во взаимодействии обучающихся между собой, с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и представляет собой совместный процесс познания, в совместной деятельности через диалог, то оно приобретает интерактивный характер, т.е. становится интерактивным событием. В современной практике интерактивные события происходят довольно часто. Это конференции, форумы, турниры, чемпионаты и многое другое. Это знакомые формы организации творческой, познавательной, исследовательской деятельности. В настоящее время интерактивные события широко используются в организации урочной и внеурочной деятельности.

В 2016-2017 учебном году в МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири» города Новосибирска была составлена карта образовательных событий на весь учебный год. В нее вошли все форумы, чемпионаты, конкурсы, олимпиады, фестивали, выставки и т.д. В результате участия в образовательных событиях у обучающихся формируются и развиваются такие ключевые компетентности, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность. При творческом подходе к организации образовательных событий, создании условий для раскрытия каждого его участника и взаимодействия участников события эффективность этот процесс становится более эффективным за счет максимально возможного вовлечения участников события в проживаемую ситуацию.

В целях актуализации свойства интерактивности образовательного события его подготовку начинаем с проектирования события: создание рабочей группы, определение целей, планирование (определение формата, распределение задач между участниками рабочей группы, сбор информации о материально-технических условиях и др., формы анализа результатов и процесса).

В сентябре 2016 года в лицее для учащихся была проведена презентация работы детских объединений в рамках внеурочной деятельности. В актовом зале ребята, занимающиеся робототехникой, вокальным творчеством, дизайном, в военно-патриотическом клубе, «Мыльной ферме», Издательском центре, мастерской «Сансаныча» (моделирование), IT-бригаде, представляли результаты работы за прошлый учебный год и приглашали учащихся к занятиям творчеством, спортом и т.д. Интерактивный характер этого события определялся не только тем, что проектированием его были сами учащиеся, они же были ведущими и основными участниками, но и тем, что зрители в зале имели возможность в онлайн режиме комментировать ход события, выбирать то направление, которое вызвало наибольший интерес и записываться на занятия по выбранному курсу. Комментарии зрителей периодически зачитывались ведущими. В завершение лучший комментарий был отмечен призом, а также награждены те детские объединения, которые, по мнению зрителей, были наиболее убедительны в своей презентации.

Основная задача организаторов интерактивного события – создать условия для взаимодействия участников этого события. Это можно сделать, используя современные средства связи, интернет, коммуникационные приемы. С осени 2016 года в лицее работает Проектный офис, который принимает декларации проектов, разработанных учащимися, помогает в реализации ученических проектов. Любой ученик или группа учащихся, имеющие проектную идею, получают поддержку в Проектном офисе: назначается учитель-куратор, оказывается научная помощь, помощь в практической реализации проекта (материальные условия). Итог подводится на проектной неделе, где учащиеся могут не только представить свой проект на обсуждение, но и оценить другие проекты. Завершается проектная неделя фильмом о лучших лицейских проектах.

Собы́тие – это то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни. В физике (а также в некоторых разделах философии), событие – то, что происходит в некоторый момент времени и рассматривается как изменение состояния мира. Нечто различается до и после события. В результате интерактивного образовательного события меняются его участники: педагоги и учащиеся. Они совершенствуют личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, значимости межличностных отношений), метапредметные результаты и универсальные учебные действия, включающие в том числе самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Таким образом, формирование ключевых компетенций через включение интерактивных образовательных событий в практику образовательной организации приводит к прогрессивным изменениям состояния всех участников этого события, а значит, способствует в целом повышению эффективности процесса обучения.

 

[1] Лобанов В.В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука, 2015. №1.

Количество просмотров: 8140  

Добавить комментарий

1. Организация дополнительной образовательной среды для обучения географии Новосибирской области
2. Применение интерактивных методов обучения на уроках информатики
3. Использование возможностей интерактивного стола Promethean ActivTable для активизации познавательной деятельности воспитанников, имеющих различные нарушения зрения
4. Интерактивное образовательное событие как ресурс повышения эффективности процесса обучения
5. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста
6. Преодоление информационного неравенства в коррекционной школе
7. Использование интернет-ресурсов как средство развития информационно-коммуникационной компетенции студентов колледжа
8. Информационно-коммуникационные технологии и квесты во внеучебной деятельности как средство развития творческого потенциала обучающихся начальной школы
9. Обогащение словарного запаса у обучающихся с нарушением слуха через использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
10. Использование планшета на занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи с детьми, имеющими нарушения слуха
1. Цикл краткосрочных образовательных практик с применением ИКТ «О Вологодчине интересно» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении математике в начальной школе ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Буктрейлер как средство повышения читательской активности младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Семейный интерактивный календарь «Безопасность дорожного движения» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Создание проекта «Новосибирск в цифрах» с использованием инструментов информационно-образовательной среды ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Создание образовательного календаря «Экскурсии в начальной школе» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Использование микроскопа в курсе внеурочной деятельности «Занимательная экология» для учащихся начальной школы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Искусственный интеллект в образовании: использование нейросети GigaChat в обучении младших школьников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Применение инструментов информационно-образовательной среды в обучении младших школьников на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Мультимедийные инструменты для обучения: опыт применения LearningApps ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Реализация проекта «День Синички» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Мнемонические приёмы для развития памяти младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Использование новых форматов текста на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Интерактивные игры в информационно-образовательной среде на уроках математики в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Геймификация на уроках окружающего мира в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Воспитательное событие «Правила дорожного движения» с использованием инструментов информационно-образовательной среды в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Создание web-квестов и их использование в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Социально-эмоциональное развитие младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы