Обогащение словарного запаса у обучающихся с нарушением слуха через использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

 
 

Мосина Виктория Григорьевна,

учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Кукушкина Елена Сергеевна,

учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Обогащение словарного запаса у обучающихся с нарушением слуха через использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

Главной задачей специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушением слуха является создание условий для получения качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире и вести независимый образ жизни посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных технологий.

У лиц с нарушением слуха наблюдается значительные по сравнению с нормой особенности словарного запаса: количественная недостаточность, которая выражается в меньшем объеме словарного запаса, и качественное своеобразие, оно выражается в непонимании, узости, неправильном употреблении значений слов. Основной проблемой, затрудняющей прохождение учебного материала детьми, слуховое восприятие которых нарушено или отсутствует полностью, является бедность словаря.

На своих занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи для обогащения словарного запаса мы используем ИКТ.

С помощью ИКТ на уроках можно:

– сделать учебную деятельность обучающихся более содержательной;

– сделать учебный процесс более привлекательным и современным для обучающихся;

– сделать учебную информацию для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;

– повысить качество обучения, желание учиться;

– сделать урок наглядным, динамичным.

Однако считаем, что перенасыщать учебный процесс компьютером нецелесообразно. Детям с нарушениями слуха больше, чем нормально слышащим, необходимо максимально использовать все сохранные анализаторы, в том числе тактильные ощущения.

Каждый урок мы стремимся проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищем новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность, творчество.

Вот некоторые примеры интерактивных упражнений, используемых нами на уроках:

1. «Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.

2. Упражнение «Что важнее?» При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

3. Прием «Верно/Неверно». При выполнении данного приема учащиеся внимательно читают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

4. Игра «Исследователи»: исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «малина» и т. п.

5. Упражнение «Сходства и различия». Учащийся выделяет общие и отличительные признаки, затем происходит подведение итогов.

Опыт показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков и знаний: умение выделять главное, сравнивать, делать выводы, умение ориентироваться в огромном потоке информации.

Поэтому мы считаем, что использование ИКТ в учебном процессе способствует активации познавательной деятельности учащихся, развивает и стимулирует мышление, восприятие, память.

Количество просмотров: 6734  

Добавить комментарий

1. Организация дополнительной образовательной среды для обучения географии Новосибирской области
2. Применение интерактивных методов обучения на уроках информатики
3. Использование возможностей интерактивного стола Promethean ActivTable для активизации познавательной деятельности воспитанников, имеющих различные нарушения зрения
4. Интерактивное образовательное событие как ресурс повышения эффективности процесса обучения
5. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста
6. Преодоление информационного неравенства в коррекционной школе
7. Использование интернет-ресурсов как средство развития информационно-коммуникационной компетенции студентов колледжа
8. Информационно-коммуникационные технологии и квесты во внеучебной деятельности как средство развития творческого потенциала обучающихся начальной школы
9. Обогащение словарного запаса у обучающихся с нарушением слуха через использование ИКТ на индивидуальных занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
10. Использование планшета на занятиях по развитию восприятия и воспроизведению устной речи с детьми, имеющими нарушения слуха
1. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы