Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста
Одним из основных показателей школьного образования является диагностика достижений учеников. Эффективность обучения непосредственно связана с повышением качества оценки успехов и возможностей детей. В связи с неравномерностью психического и физиологического развития детей младшего школьного возраста, возникает потребность в особенном подходе к оценке учеников начальной школы.
Младший школьный возраст принято называть вершиной детства. В современной периодизации психического развития данный период охватывает возраст от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, которая формирует основной и принципиально новый вид деятельности – учебную. В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного и статусного периода.
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисбаланс в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. На данном этапе главным авторитетом для младших школьников становится педагог, что является основной предпосылкой и стимулом для обучения и воспитания.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Ребенок с любопытством воспринимает окружающую действительность, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – низкий уровень дифференцированности, что влечет за собой неточности и ошибки при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – познание через взаимодействие. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности: углубляется, становится более анализирующим и дифференцирующим. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради будущего результата), в то время как младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться только при наличии близкой мотивации (отличная оценка, похвала учителя и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще»1, – напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к их сущности. Мышление начинает воспринимать и фиксировать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения и выводы, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарное научноемышление.
Младший школьный возраст – возраст активного формирования личности, когда закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения в коллективе. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, отличительной особенностью детей данного возраста является выражение эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям различных эмоций.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Как было сказано выше, физическое развитие детей младшего школьного возраста происходит быстрее, чем психическое. Однако, кроме того, при анализе группы детей данного возраста необходимо отметить неравномерность темпов развития каждой личности, индивидуальный процесс каждого представителя группы. Данные колебания неразрывно связаны с неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются, прежде всего, в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Кроме того, сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте»2.
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что педагог начальных классов сталкивается с рядом проблем в связи с неравномерностью развития. Существует необходимость индивидуального подхода к оценке успехов и возможностей младших школьников.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
Согласно пункта 4.4.6 профессионального стандарта педагог начальной школы должен «учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек»3. В соответствии с данным требованием для осуществления объективной оценки знаний и успехов необходимо создание системы индивидуального подхода.
У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Для повышения уровня объективности оценки с учетом неравномерности психического развития детей выбран дифференцированный подход. Критерий оценки включает в себя задачи разного уровня: базовый, повышенный и максимальный. Базовый уровень соответствует типовым задачам, которые уже были отработаны совместно с учителем. Решения данных задач достаточно для продолжения образования. Повышенный уровень включает в себя нестандартные задачи, для решения которых необходимо применение новых знаний. Задачи первых двух уровней являются обязательными для всех школьников.
Максимальный уровень предполагает решение задач, которые не изучались в классе раннее. Для решения данных задач требуются самостоятельно усвоенные знания и навыки. Преодоление данного уровня демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников. Решение задач данного уровня является необязательной частью программы.
Таким образом, использование базового и повышенного уровня позволяет учителю произвести объективную оценку успехов, в то время как максимальный уровень раскрывает возможности школьников, психологическое развитие которых происходит быстрее.
Подводя итоги всего вышеизложенного, необходимо отметить, что развитие детей младшего школьного возраста, как физиологическое, так и психологическое, происходит неравномерно. Психологическое развитие и становление детей имеет свои особенности, такие как острота и свежесть восприятия, низкий уровень дифференцированности, слабость произвольного внимания, преобладание деятельности первой сигнальной системы. На основании всех особенностей и, делая акцент на неравномерности развития каждого ребенка, разработана система оценки успехов и возможностей младших школьников. Данная система включает в себя три уровня сложности предлагаемых задач, два из которых являются обязательными, а третий – уровень повышенной сложности. Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет осуществлять объективную оценку успехов и возможностей детей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
1. Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как? – АСТ, 2014. – С. 381
2. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. - М., 1982. – С.35.
3. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. № 554н.
Количество просмотров: 25233 |
Комментарии
Елена опубликовано
Страницы
Добавить комментарий