Развитие сплоченности школьного коллектива детей с проблемами слуха в рамках реализации ФГОС ОВЗ

 
 

Егорова Елена Александровна,

учитель начальных классов

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Развитие сплоченности школьного коллектива детей с проблемами слуха в рамках реализации ФГОС ОВЗ

Около двух лет я работаю с учащимися с сочетанными нарушениями слуха и интеллекта. Хочется сразу акцентировать внимание на том, что в моем классе учатся дети с разными навыками самообслуживания, личностными качествами, умственными способностями. А самая главная проблема заключается в том, что они разновозрастные. В классе учатся дети от 9 до 14 лет. Поэтому моя работа опирается на индивидуальный и личностно-ориентированный подход.

Деятельность любого классного руководителя строится на создании условий для формирования и развития сплоченного детского коллектива в сочетании с учетом дальнейшего развития психофизического здоровья, интересов, интеллектуальных умений, нравственных качеств обучающихся. Кроме того, нужно и важно работать не только с детьми, но и с их родителями, чтобы сразу создать единомышленников.

Для создания маленького общества, где царит уважение друг к другу, взаимопомощь, благодарность, стремление быть полезными друг другу, мне как классному руководителю, понадобилось почти два года. Это каждодневная кропотливая работа. Шаг за шагом, урок за уроком, я создаю комфортные условия для формирования сплоченности моего класса.

Первое и самое трудное в моей работе – наладить межличностные отношения детей. Здесь я использую большой спектр приемов. От введения традиции приветствия утром друг друга и пожелания хорошего учебного дня до подвижных игр: «Приветствуем друг друга» (сюжетно-ролевая игра),

«Мои друзья» (игра-беседа),

«Мы – ромашка (игра),

«Поменяемся местами»,

«Хорошие – плохие поступки» (беседа).

Все это на первом этапе помогло мне наладить контакт с детьми. И у детей, в тоже время, формировался навык партнерского общения. Теперь они интересны друг другу, они получают радость от общения друг с другом.

На втором этапе моей работы по сплоченности коллектива я создавала условия, чтобы у детей завязались неформальные отношения. И здесь на помощь мне пришли родители. Некоторые дети стали вместе ходить в школу.

Родители поддержали и помогли наладить общение детей в социальных сетях. На данном этапе появилась традиция вместе отмечать дни рождения. Так же проводим в классе чаепития по окончании каждой четверти. Очень весело было на праздниках, посвященных 23 февраля и Международному женскому дню 8 Марта. Дети сделали подарки своими руками. Девочки дарили мальчикам подарки, а мальчики девочкам. Дети поздравляли своих родителей. Мне было очень приятно смотреть, как дружно общаются ученики.

Весь 2015-2016 учебный год я уделяла внимание этим двум этапам и достигла запланированных результатов. Как мной и ожидалось, дети и в летние каникулы продолжали общаться. Я этому была несказанно рада. И в очередной раз убедилась в том, что даже в каникулы не должно прекращаться общение, иначе нить доверия и взаимопонимания может оборваться.

И снова 1 сентября. Мои замечательные, повзрослевшие дети сидят передо мной в классе. Это мой дорогой коллектив, с которыми мы участвуем во всех школьных мероприятиях.

И, пройдя все это, мы подошли к третьему этапу формирования сплоченного коллектива. Где происходит актуализация каждого ребенка, формируется активная жизненная позиция, потребность работы в мини группе, коллективе.

Участие в общешкольных мероприятиях: «День здоровья» – спортивная игра, неделя математики (защита проекта «Что такое литр?», изготовление математической газеты и поделок «Занимательные числа и фигуры», участие в математическом квесте), патриотическая игра «Зарничка», защита проекта «Мой край родной», изготовление поделок к различным выставкам помогло детям узнать свои индивидуальные особенности. Ребята уже начинают понимать, какую роль они играют в жизни класса и школы. На этом этапе многие дети раскрылись. Кто-то проявил творческие способности и теперь получает грамоты за участие в выставках, кто-то с уверенностью и удовольствием выступает на общешкольных мероприятиях.

В классе появились лидеры. Именно «правильные» лидеры. Класс принял их.

И на данный момент я с уверенностью могу сказать, что мы подошли к четвертому этапу в развитии сплоченного коллектива. На этом этапе проявляется чувство взаимопомощи. В классе есть дети, у которых плохо развит навык самообслуживания (в связи с их заболеванием), и одноклассники помогают им. Старшие ухаживают и предлагают свою помощь младшим.

Теперь мой класс выступает как единое целое, и роль каждого ребёнка имеет значение. Это замечательные, солнечные дети, от работы с которыми я получаю массу положительных эмоций!

Количество просмотров: 6960  

Добавить комментарий

1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы