Опыт работы Вахты Памяти «От героев былых времён…» и Патриотического клуба школы

 
 

Данилко Дмитрий Игнатьевич,

Заслуженный учитель РФ, директор МБОУ СОШ № 75

 
 
 

Борисов Александр Юрьевич,

педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 75

 

Опыт работы Вахты Памяти «От героев былых времён…» и Патриотического клуба школы

Вспомним мы и своих отцов,

Матерей, стариков, юнцов,

Кто в суровые дни войны

У станков засыпал и во ржи,

Кто Победу ковал в тылу,

Кто детишек растил в войну,

Кто, наград не просив,

Восстанавливал страну -

Родину мою!

Согласованное решение Президента России Владимира Владимировича Путина и представителей ветеранских организаций к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов о том, что уровень празднования каждый год будет как юбилейный, нашло отзыв в сердцах граждан России и ознаменовалось разнообразием форм и сценариев мероприятий патриотической направленности.

Возрождение в 2015 году в Октябрьском районе города Новосибирска традиции несения учащимися образовательных учреждений почётного караула у памятника Б. Богаткову подсказало нам идею организации «Вахты Памяти «От героев былых времён…» в нашем учреждении.

Идея получила поддержку и у педагогического коллектива, и у школьников. Учащиеся, принявшие участие в районной Вахте, на этапе отбора кандидатов выступили в качестве помощников по организации обучения младших школьников. Во время проведения Вахты активные её участники выступили организаторами тематических конкурсов и помощниками руководителей на учебных точках.

В школе всегда с уважением относились к героическому прошлому и подвигу старших поколений, чтили память о первом выпуске и первом директоре школы, которые в 1941 году ушли на фронт. В течение 25 лет в школе проводятся «Малые Олимпийские игры» памяти первого директора школы Черкаса А.П., погибшего защищая нашу Родину.

В процессе реализации идеи было определено место несения «Вахты Памяти», разработано «Положение о «Вахте Памяти» и заключено соглашение о социальном партнерстве с «Фондом ветеранов Кремлёвского полка «АРСЕНАЛ» и МКУДО «ГЦФКиПВ «Виктория», на основании которого подготовлено материально-техническое и информационное обеспечение.

Место несения Почётного караула было решено обозначить оформлением «Стены Памяти» – материалами школьного музея и фотографиями из семейных архивов учащихся по требованиям акции «Бессмертный полк» с указанием краткой библиографической справки о представленном родственнике.

В организации и проведении Вахты принимают участие 60 учащихся и 4 руководителя, выделяются зоны для караульного помещения и учебных мест.

1-й день Вахту несут учащиеся 2–5 классов, 2-й день – 6–10 классов, 3-й день – лучшие караулы по итогам 1 и 2 дней.

В указанные дни во время перемен по громкой связи школы транслируются песни военной поры и стихи о войне и Победе.

Для «отдыхающей смены» организуются учебные точки – разборка-сборка автомата; стрельба на лазерном тренажере; посещение музея школы; просмотр фильмов патриотической направленности; исторические конкурсы и викторины.

Заканчивается мероприятие праздничным концертом для ветеранов, родителей и жителей Никитинского жилмассива. Каждый класс представляет лучшие номера на военно-историческую тему, из которых формируется программа праздничного концерта.

Данная форма мероприятия вызывает огромный интерес у учащихся, участники отбираются на конкурсной основе.

Участники Вахты и организаторы награждаются Сертификатами и Благодарственными письмами.

По итогам опроса учащихся и в целях популяризации Постановления Межгосударственного Союза Городов-Героев от 7 апреля 2015 года «О присвоении городам Новосибирску, Электростали, Магнитогорску, Челябинску, Закаменску почётного звания «Город Трудовой Доблести и Славы» рассматривается вопрос о дополнении экспозиции «Стены Памяти» материалами о трудовом Подвиге сибиряков, ковавших Победу в тылу.

«Стена Памяти» сохраняется до Дня Памяти и Скорби – 22 июня, когда участниками школьного лагеря дневного пребывания организуется «Вахта Памяти», посвященная траурному событию в истории нашей страны.

В этот период у «Стены Памяти» проводятся классные часы, мемориальные мероприятия, учебные занятия оборонно-спортивного отряда ЛДП.

Отзывы учащихся и гостей не оставляют сомнения в том, что примененные нами методики подготовки и проведения «Вахты Памяти «От героев былых времён…» будут востребованы и в других образовательных учреждениях, что может послужить основой для единой общегородской патриотической акции.

В рамках того же социального партнерства было принято решение создать на базе школы «Патриотический клуб», включающий направления оборонно-спортивной, духовно-нравственной и культурно-массовой работы, которые относятся к разряду внеурочных мероприятий, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом. Для этой цели введена должность педагога дополнительного образования и поставлена задача сформировать программу и учебно-тематическое планирование по указанным направлениям для различных возрастных групп с учетом требований СанПиН и ФГОС. В настоящее время за клубом закреплены помещения для занятий, формируется материально-техническое оснащение, составляются программы, вводятся новые формы патриотической работы с учащимися.

Основные учебные дисциплины:

  • огневая подготовка;
  • туристическая подготовка и ориентирование;
  • горная подготовка и скалолазание;
  • медицинская подготовка;
  • изучение Уставов ВС России.

Данная форма работы позволяет использовать возможности на межведомственной основе, что на порядок сокращает финансовые, материально-технические и кадровые издержки. Кроме того, позволяет строить воспитательную работу на общих принципах и оценивать ее по единым критериям, что позволяет экономить ресурсы за счет того, что они не понадобятся на ликвидацию тех издержек, которые сегодня получаются из-за несогласованности в подходах к воспитательной деятельности.

Создавшийся разрыв поколений и расхождение их ценностных ориентиров не могут быть эффективно преодолены в рамках формального общего образования. Принципиальная особенность состоит в том, что клуб изначально задуман как место, где в процессе образовательной, воспитательной, тренировочной и досуговой деятельности обеспечивается тесное взаимодействие учащихся с представителями старших поколений с героическим трудовым и боевым прошлым. Такой подход к воспитанию позволяет сместить акценты с формального изучения исторических дат на осознанное применение современных методик воспитательной работы в школе. Деятельность клуба направлена на формирование у подростков готовности к гражданскому и воинскому служению России.

В настоящее время акцент в работе сделан не на достижение высоких показателей при участи в массовых районных и городских мероприятиях, а на создание атмосферы коллективизма и взаимной ответственности в подростковых коллективах, активное внедрение субъект-субъектных отношений в воспитательной работе.

Основными социальными партнерами стали МКУДО «ГЦФКиПВ «Виктория» и «Фонд ветеранов Кремлёвского полка «АРСЕНАЛ», что позволяет привлекать к реализации деятельности ресурсы грантов и субсидий различного уровня, организовывать и принимать участие в профильных сменах.

Запоминающимся событием стал проходивший с 21 по 24 апреля 2016 года в городе-герое Москве «Семинар-практикум ветеранских организаций и детских патриотических объединений кремлёвцев, посвящённый 80-летию образования Президентского полка СКМК ФСО России». 11 школьников и 3 сотрудника, при поддержке Департамента образования мэрии города Новосибирска, приняли участие в программе семинара. Помимо знакомства со сверстниками, обмена опытом, участия в соревнованиях, посещения музейной экспозиции в Государственном Историческом музее, школьники приняли участие в митинге и возложении венков на мемориальном комплексе воинов-кремлёвцев, погибших в годы Великой Отечественной войны и похороненных на Донском кладбище, местах несения почетного караула воинами Президентского (ранее Кремлёвского) полка у Мавзолея В.И. Ленину и у «Могилы Неизвестного солдата» в Александровском саду.

Количество просмотров: 6343  

Добавить комментарий

1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы