Роль образовательных путешествий в развитии ребенка

 
 

Лебедева Любовь Григорьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ д\с № 481 г. Новосибирска

 

Роль образовательных путешествий в развитии ребенка

Не секрет, что в дошкольных учреждениях на первый план выходит вопрос приоритетности задач: воспитывать или обучать, подготавливая ребенка к школе? Сегодня многие детские сады под давлением родителей, которые хотят, чтобы их дети поступали в гимназии или лицеи, превратились в мини-школы. Сместились акценты: детям стали давать конкретные знания, а не воспитывать интерес к познанию. Это приводит к серьезным последствиям: к систематическому переутомлению малышей, к соматическим заболеваниям и отторжению навязываемого обучения. Дошкольное учреждение призвано воспитывать будущую личность, а оформленные знания ребенок получит в школе, а затем – на протяжении всей своей жизни, если мы воспитаем у него любознательность, интерес к окружающему миру, желание узнать, задавать вопросы.

В моей практике большую роль в этом вопросе играют образовательные путешествия. Для детей – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение за изменениями предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

Экскурсионные маршруты мы разрабатываем в соответствии с тематическим планом. Это и пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), и целевые прогулки по родному городу (знакомства с памятными местами, культурными объектами и с деятельностью взрослых). Образовательные путешествия являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Формируются познавательный интерес, потребность получать новые знания, расширяется кругозор ребенка. Дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимосвязь явлений. Кроме того, это возможность для ребенка увидеть жизнь, которая кипит вне стен детского сада и дома. Это способствует развитию у детей коммуникативных способностей и социализации. Ребенок становиться более организованным и самостоятельным. Образовательное путешествие как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика, способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые обогащают знания детей об окружающем мире, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения. Систематические пешие прогулки по нашему микрорайону позволяют детям лучше узнать его, ориентироваться в родном городе, познакомиться с его достопримечательностями, закрепить знания ПДД, укрепить здоровье. Сезонные образовательные путешествия в лес позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

 Дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Для поддержания интереса детей  вводим  встречу со сказочным  героем.

Это помогает развивать речевую активность дошкольников, умение убеждать собеседника. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания. Важно приобщать ребенка к культуре своего народа через экскурсии воспитывая уважение, гордость за землю, на которой живешь. Соответственно детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому мы часто посещаем различные музеи нашего города. Побывав в картинной галерее, музее бересты, краеведческом музее и т.д., дети с интересом рассматривают альбомы, книги и буклеты о родном городе. Узнают места, где они были. Организуют сюжетные игры, участвуют в тематических выставках поделок.

Не проходят бесследно и экскурсии на фабрики, закулисье театров, библиотеки, где дошкольники знакомятся с людьми разных профессий. У детей появляются интересы и увлечения, которые могут повлиять на выбор деятельности в будущем.

В процессе образовательных путешествий поддерживаем мыслительную активность детей. С этой целью используем приемы, стимулирующие познавательный поиск. В начале мы не рассказываем и не даём никакой информации об изучаемом объекте. Другими словами, «не встаём» между ребёнком и объектом, а выступаем в роли организатора исследовательской деятельности воспитанников. Стимулируем их внимание вопросом «Что вы видите?».

В качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребёнка личный опыт и объекты окружающего мира. Например, в зоопарке наблюдая за птицами: дети уже что-то знают про них – это их личный опыт, а дополнительные сведения они получили, рассматривая, рассуждая об их внешнем виде, их приспосабливаемости к среде обитания.

В путешествии мы стараемся соединить разные виды деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов. И всё это дети делают самостоятельно (т. е. сначала наблюдали, ощупывали, экспериментировали – и появились новые знания).

Позволяем каждому ребёнку выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения.

Основной формой организации обсуждения является дискуссия, в ходе которой мы задаём уточняющие вопросы, обобщаем высказанные версии.

Дети задают вопросы о том, что их заинтересовало, что кажется непонятным. Предлагаем вспомнить соответствующие стихи, пословицу, загадку или народную примету.

Итоги наших путешествий мы выражаем в беседах, фотовыставке, в изобразительной деятельности, конструировании, поделках.

Итак, с уверенностью могу сказать, что образовательные путешествия являются важной и интересной стороной дошкольного образования. Они воспитывают, помогают освоиться и адаптироваться ребенку в современном мире. Заинтересовывают детей, стимулируют к новым познаниям окружающего мира. Посещение выставок, фабрик, театров, музеев способствует тому, что дети развиваются разносторонними личностями, увлекающимися людьми. Кроме того, увлекательные путешествия помогают выработать уважительное отношение к памятникам истории и архитектуры, прививают любовь к прекрасному.

Количество просмотров: 14059  

Добавить комментарий

1. Амплификация детского развития
2. Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста
3. Использование печатных изданий в работе с родителями
4. «Скворушка» растит патриотов
5. Работа над диалогической речью в процессе проведения игровой ситуации
6. Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
7. Рисование кончиками пальцев
8. Создание условий для повышения качества здоровьесберегающей и коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста через организацию совместных мероприятий с родителями
9. Эффективные формы работы педагогов с родителями по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов
10. Инклюзивное образование детей с ОВЗ в МКДОУ д/с № 97 «Сказка» комбинированного вида г. Новосибирска
11. Игровые интегрированные обучающие ситуации с элементами кооперации и творчества по сюжетам знакомых сказок с детьми старшего дошкольного возраста
12. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ
13. О пользе танцев для детей
14. Мозаика из крупы и семян
15. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
16. Декоративно-прикладное искусство в детском саду
17. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников
18. Роль образовательных путешествий в развитии ребенка
19. Создание условий для развития музыкально-двигательной активности дошкольников
1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы