Создание условий для развития музыкально-двигательной активности дошкольников
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового качества, в том числе, и дошкольного образования, что, в свою очередь, влечёт необходимость обновления содержания педагогической работы.
Современные условия «отвели» дошкольному образованию роль первой ступени общего образования, что, на мой взгляд, повышает статус и значимость профессии педагога-«дошкольника». Школа «ждёт» от нас первоклассника, который овладел основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства, обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, достаточно хорошо владеет устной речью, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно следственными связями, открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать и управлять своими движениями, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать, проявляет патриотические чувства, имеет первичные представления о традиционных семейных ценностях, воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Возраст от трех до семи лет – важный период, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья. Поэтому перед педагогами, а значит и передо мной, стоит первоочередная задача – организация здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса, максимально способствующего укреплению здоровья детей и развитию их личностных ресурсов.
Многолетний опыт работы с детьми, наблюдения за ними в процессе совместной деятельности и результаты мониторинга позволили выявить у детей следующие проблемы:
- невнимательность при прослушивании музыкального произведения, дети не могут определить характер и настроение музыки;
- трудности при выполнении простейших танцевальных движений, в том числе, движений с предметами;
- нарушения в удержании позы, темповые расстройства;
- нарушения координации движений, несогласованность речи с движением и музыкой;
- скованность при игре на музыкальных инструментах (мелкая моторика);
- зажатость при выполнении общих движений (в танцах), слабая ориентировка в пространстве;
- недостаточное развитие восприятия, внимания и памяти;
- замедленное включение в деятельность, слабая заинтересованность;
- недостаточное развитие личностных качеств ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с товарищами, мотивации).
Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Врач и педагог В.В. Гориневский отмечал, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. В работах педагогов Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, О.И. Крупенчук особое значение отводится роли музыкально-ритмических движений для детей с нарушениями речевого развития, а Г.А. Волкова подчёркивает: «…большинство патологий сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме».
Поэтому движения для детей являются составной частью системы образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.
Музыкально-ритмические движения – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Этот вид движений выполняет релаксационную функцию, помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Музыкально-ритмические движения являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются «…начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку».
Стратегическая цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития музыкально-двигательной активности дошкольников, способствующих укреплению здоровья детей и развитию их личностных ресурсов.
Для достижения цели необходимо решение целого ряда задач:
- Формировать у детей координацию движений и чувства ритма в разных видах деятельности через традиционные, инновационные методы (приемы) работы.
- Развивать музыкальный слух.
- Обогащать воспитанников музыкальными впечатлениями, расширять двигательный опыт разнообразными видами движений.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и телесное самовыражение в ситуациях публичных выступлений и театрализации.
Работу осуществляю по разработанному мной примерному календарно – тематическому планированию, основанному на базе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; основной образовательной программы МКДОУ детского сада комбинированного вида №432, разработанную в соответствии с ФГОС участниками образовательного процесса, а так же реализую парциальную Программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой и авторские технологии в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: «Ритмическая пластика для дошкольников» и «Топ-хлоп, малыши»; (А. И Буренина), «Оздоровительные занятия с детьми» (М.Ю. Картушина), «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» (О.Н. Арсеневская).
Немаловажным в решении задач является и создание хорошей материально-технической базы. Данные средства делают высокопрофессиональной не только мою деятельность, но и мотивируют воспитанников на новые открытия.
В своей работе опираюсь на следующие педагогические принципы:
- принцип психологической комфортности;
- принцип деятельности;
- принцип систематичности;
- принцип постепенности;
- принцип индивидуальности;
- принцип доступности;
- принцип учета возрастного развития движений;
- принцип сознательности и активности;
- принцип интеграции образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала детей дошкольного возраста, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям музыкально-ритмическими движениями и достижения ими высокого творческого результата использую различные методы работы.
Особое значение придаю взаимодействию традиционных и инновационных педагогических подходов.
К традиционным методам подготовки отношу методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций:
- музыкально-ритмические упражнения;
- парные танцы;
- танцы с пением, пляски, хороводы;
- музыкальные игры;
- игры под пение;
- игры со словом (фольклор);
- упражнения, развивающие чувство ритма;
- элементарное музицирование на музыкальных инструментах и самодельных инструментах.
К инновационным методам отношу систему методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в современных социокультурных условиях:
- элементы биоэнергопластики и кинезиологии (упражнения или танцы на пальцах рук);
- логоритмику (корригирующие упражнения, ритмический диктант, игровой массаж, релаксация);
- психогимнастику под музыку (хореографические этюды с предметами и без предметов);
- эвритмию (претворяет слышимое в видимое с помощью «подвижной пластики»);
- коммуникативные танцы (вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение);
- творческие этюды (пластические этюды с предметами: шарфы, платки, цветы и т.д.);
- пальчиковую «азбуку» (одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии, пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы).
Без таких приемов как символы-жесты, слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал, пальчиковые игры не проходит не одна моя музыкальная игра. Они стали для детей визитной карточкой моего занятия, подкрепляя яркий речевой образ, помогая эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов:
● удалось создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
● дети стали активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
● удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению.
По моему глубокому убеждению, именно через синтез традиционных и инновационных методов и приёмов, мне удалось достичь того, что дети активно усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, в том числе, и музыкально-ритмические движения, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития.
Таким образом, в своей работе стараюсь, чтобы применяемые формы, методы соответствовали интересам и потребностям воспитанников, а стабильно высокие результаты диагностики музыкально-двигательной активности дошкольников способствовали укреплению здоровья детей и развитию их личностных ресурсов.
Количество просмотров: 13911 |
Добавить комментарий